СИМЕОН С МЛАДЕНЦЕМ ХРИСТОМ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

АНДЖЕЛИ, ДЖУЗЕППЕ

СИМЕОН С МЛАДЕНЦЕМ ХРИСТОМ

XVIII век

холст, масло

69,7 x 55,3 см

Инв.: 1547

Холст полотняного плетения, дублирован; кромки обрезаны. Участки реставрационной ретуши на изображении руки Симеона, а также волос Младенца и на фоне. Живописная поверхность под слоем слегка потемневшего загрязненного лака.

На лицевой стороне справа внизу красной краской номер по Каталогу Эрмитажа 1797 года: 1907.

Евангельский сюжет: Лк. 2:22-38. Праведнику Симеону «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». Когда Дева Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса в храм, чтобы совершить над Ним законный обряд, Симеон взял Его на руки, благословил Бога и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко...» (лат. Nunc dimittis Domine...). - Pigler 1974, I, S. 242ff.

Атрибуция традиционная, сомнению не подвергалась. В собрании графа Брюля и в Эрмитаже считалась парной к картине Мадонна с Младенцем, которая, как и находящаяся в ГМИИ работа, была гравирована Лоренцо Дзукки в альбоме Recueil Bruhl 1754, включена в каталог Эрмитажа 1774 под № 109, в рукописный каталог 1797 под № 1913 и в 1854 году по распоряжению Николая I продана с аукциона (Врангель 1913, с. 115, № 488, ил. после с. 14). Современное местонахождение этого произведения нам неизвестно.

Картина из собрания ГМИИ типична для творчества Джузеппе Анджели, одного из известных учеников Пьяццетты. Камерный характер полотна, общая композиционная схема и тональный колорит, а также пластическая моделировка с помощью мягкой светотени, восходят к работам его учителя, в мастерской которого подобные картины выполнялись в большом количестве по частным заказам. Среди близких аналогий можно привести такие работы, как Спящая девушка из вашингтонской Национальной галереи, собрание Кресс (Pallucchini 1960, fig. 412).

Под именем Джузеппе Анджели картина гравирована Лоренцо Дзукки (Recueil Bruhl l754).

Происхождение: 1768 из собр. графа Брюля (Дрезден) приобр. для Эрмитажа; 1854 продана с аукциона по распоряжению Николая I; 1924 из Музея-усадьбы «Остафьево» под Москвой (собр. Вяземских-Шереметевых) пост. в ГМИИ.

Архивные материалы: Кат. Эрмитажа 1773, № 110 (здесь и след. – Джузеппе Анджели); Кат. Эрмитажа 1797, № 1907.

Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 14 (Джузеппе Анджели).

Литература: Recueil Bruhl 1754, p. XI, № XLIX (здесь и далее - Джузеппе Анджели; воспр. гравюрой); Cat. Ermitage 1774, № 110; Врангель 1913, с. 149-150, № 962, ил. перед с. 115 (гравюра Лоренцо Дзукки); Кат. ГМИИ 1995, с. 134-135 ил.

Сайты Музея