БЕЛЛОТТО, БЕРНАРДО, прозванный КАНАЛЕТТО
ВИД ПИРНЫ ОТ КРЕПОСТИ ЗОННЕНШТАЙН
Холст тонкий полотняного плетения, дублирован, авторские кромки обрезаны. По всей поверхности, особенно на изображении неба, точечные выкрошки красочного слоя. Слой неравномерно потемневшего лака. На обороте холста номер (не трафаретом) по Описи Эрмитажа 1859 года: 2928.
Относится к той же серии, что и инв. ГМИИ 2685,47, 271 (кат. № 14, 15, 17).
Запечатленный на картине вид написан с башни крепости, где в свое время размещалась тюрьма. Справа изображена одна из башен крепости Зонненштайн, слева внизу видны дома Пирны и церковь Святой Марии. Вдали - Эльба, а на противоположном берегу реки -деревня Копиц.
Картина представляет слегка измененный вариант полотна из собрания Дрезденской картинной галереи (х., м. 133 х 234; инв. 625; Kozakiewicz 1972, II, № 225). По сравнению с ней в московской работе отсутствуют три фигуры справа у лестницы, иначе решена фигура мужчины, изображенного рядом с сидящей на земле женщиной; колорит отличается большим тональным единством.
Известно всего четыре варианта данной композиции. Помимо авторских дрезденского и московского, Козакевич приводил еще две картины меньшего размера, которые он считал повторениями, исполненными при участии, либо целиком в мастерской художника. При участии мастерской написана и композиция из Художественного музея в Спрингфилде, Масс. (х., м. 47 х 78; инв. 36.04; ibid., II, № 228). Другая реплика, написанная на холсте несколько иного формата, находится в варшавском Национальном музее (х., м. 55,5 х 75,5; инв. 128546; Kozakiewicz 1972, И, № 227). Фрицше (Fritzsche 1936, № VG 83), а позднее Камезаска опубликовали еще одно небольшое повторение, которое было на распродаже собрания Даудезуэлл в Лондоне (х., м. 50 х 80; Camesasca 1974, № 130А), а в прошлом, до 1886 года, находилось в Лейпциге в собрании. придворного канцлера Кейля. Козакевич (Kozakiewicz 1972, II, № Z 505) в этом случае отрицал авторство самого Беллотто. Картина из собрания ГМИИ, по мнению Козакевича, была написана между 1753 и 1755 годами. Гравирована Бернардо Беллотто в период с 1753 по 1763 год (Kozakiewicz 1972, № 229; Rizzi 1996, p. 218, № I 20). Копия с картины из ГМИИ, исполненная Ф.Алексеевым между 1779 и 1790, находится в ГРМ (инв. Ж-5997).
Происхождение: 1768 из собр. графа Г. фон Брюля (Дрезден) приобр. для Эрмитажа; во 2-й половине XIX века передана в Таврический дворец, затем в Гатчинский; 1920 оттуда вновь перешла в Эрмитаж (инв. ГЭ 212); с 1930 в ГМИИ.
Архивные материалы: Кат. Эрмитажа 1773, № 437; Кат. Эрмитажа 1797, № 2246; Опись Эрмитажа 1859, № 2928.
Выставки: 1923 Петроград, зал III; 1961 Москва. Кат., с. 18; 1966 Эссен. Кат., № 20.
Литература: Cat. Ermitage 1774, p. 142 № 437; Hubner 1856, S. 73; Fritzsche 1936, № VG 83; Кат. ГМИИ 1957, с. 12; Фомичева 1959, с. 26 ил. 18, 27, 28; Кат ГМИИ 19б1,с. 16; Итальянская живопись 1964, с. 286; Europaische Veduten 1966, S. 71, № 20, Taf. 30; Malarstwo Weneckie 1968, s. 53-54; Kozakiewicz 1972, 1, S. 85, 100-102; II, S. 176, 179, № 226; Camesasca 1974, p. 102 ill., № 131; Кат. Эрмитажа 1976, с. 66; Никитюк 1978, с. 7; Кат. ГМИИ 1986, с. 26; Штелин 1990, II, с. 111; Маркова 1992, с. 367 ил.; Фомичева 1992, с. 78; Кат. ГМИИ 1995, с. 136-137 ил.; Rizzi 1996, р. 82, № 66; Bernardo Bellotto 2000, S. 134.