ВИД ПИРНЫ С КРЕПОСТЬЮ ЗОННЕНШТАЙН
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

БЕЛЛОТТО, БЕРНАРДО, прозванный КАНАЛЕТТО

ВИД ПИРНЫ С КРЕПОСТЬЮ ЗОННЕНШТАЙН

Между 1753 и 1755 годами

холст, масло

136 x 243 см

Инв.: 47

Холст тонкий полотняного плетения, дублирован, авторские кромки обрезаны. Справа внизу старый прорыв холста. Точечные выкрошки красочного слоя по всей поверхности. Живопись под слоем неравномерно потемневшего лака. На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2912

Относится к той же серии, что и инв. ГМИИ 2685, 2683, 271 (кат. № 14, 16, 17).

Пирна, небольшой городок близ Дрездена, изображена с противоположного правого берега Эльбы, со стороны деревни Поста. Слева на холме возвышается крепость Зонненштейн, возведенная в XIII и перестроенная в XVI веке. У подножия холма расположена рыбачья слобода, правее - дома Пирны, над которыми возвышаются церковь Святой Марии и башни ратуши.

Картина представляет слегка измененный вариант полотна из собрания Дрезденской картинной галереи (х., м. 136 х 242; инв. 619; Kozakiewicz 1972, II, № 193); по сравнению с ней в московской работе отсутствуют некоторые фигуры и изображение повозки справа на дороге. Размеры полотен практически совпадают.

Другие варианты и повторения этой картины неизвестны.

Подготовительный рисунок хранится в варшавском Национальном музее (инв. Rys. Pol. 2043; Kozakiewicz 1972, II, № 195); на нем, как и в дрезденской композиции, справа на дороге изображена повозка, а ближе к зрителю - всего одна женская фигура, как это видно на картине из собрания ГМИИ.

Московский вариант, как и дрезденскую композицию, принято датировать между 1753 и 1755 годами.

Происхождение: 1768 из собр. графа Г. фон Брюля (Дрезден) приобр. для Эрмитажа; во 2-й половине XIX века передана в Таврический дворец, затем в Гатчинский; 1920 оттуда вновь перешла в Эрмитаж; 1930 пост. в ГМИИ.

Архивные материалы: Кат. Эрмитажа 1773, № 432; Кат. Эрмитажа 1797, № 2275; Опись Эрмитажа 1859, № 2912.

Выставки: 1923 Петроград, зал III; 1966 Эссен. Кат., № 16.

Литература: Cat. Ermitage 1774, p. 38 № 432; Hubner 1856, S. 73; Fritzsche 1936, № VG 75; Фомичева 1959, с. 16, 20-21 ил. 13, 28; Bellotto 1963-1964, S. 83, № 17b, Abb. 44; Итальянская живопись 1964,

Сайты Музея