ВИД СТАРОГО РЫНКА В ДРЕЗДЕНЕ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

БЕЛЛОТТО, БЕРНАРДО, прозванный КАНАЛЕТТО

ВИД СТАРОГО РЫНКА В ДРЕЗДЕНЕ

1749-1752

холст, масло

135 x 241 см

Инв.: 2685

Холст тонкий полотняного плетения, дублирован; вдоль нижнего края - авторская надставка шириной 22 см. На изображении неба отдельные участки слегка пожелтевшего лака. На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2918.

Вместе с тремя композициями из собрания музея (инв. ГМИИ 47, 271, 2683), десятью - из Эрмитажа (инв. ГЭ 202-205, 207-211, 213) и одной - из Алупкинского дворца-музея (инв. 2684) образует серию из пятнадцати композиций.

Площадь Старого рынка в Дрездене изображена со стороны Шлоссштрассе. В глубине среди построек XVI-XVIII веков возвышается церковь Святого Креста. Слева на площади - Фонтан Правосудия, справа видна перспектива улицы Зеегассе.

Ту же площадь Бернардо Беллотто запечатлел в другой композиции серии, где она открывается с противоположной стороны, от угла Зеегассе (Эрмитаж, инв. ГЭ 211).

Полотно входит в серию композиций с видами Дрездена и Пирны, исполненную Бернардо Беллотто между 1747 и 1755 годами по заказу графа Генриха фон Брюля, министра курфюрста саксонского и короля польского Августа III. В 1769 году полотна серии фигурируют в списке картин (№ 302-316) из собрания графа Брюля, располагавшихся в галерее, устроенной Екатериной II в Зимнем дворце (Штелин 1990, II, с. 111).

Находящиеся в России работы повторяют написанную Беллотто для Августа III так называемую Королевскую серию, состоявшую из пятнадцати видов Дрездена и Пирны (Дрезденская картинная галерея).

По сравнению с дрезденским вариантом (х., м. 137 х 238; инв. 614; Kozakiewicz 1972, II, № 173) Вид Старого рынка в Дрездене из собрания ГМИИ выдержан в более светлой цветовой гамме; здесь также отсутствуют некоторые стаффажные фигуры, в частности, две фигуры на переднем плане слева. Вследствие этого в левой части образуется пространственная цезура и вся композиция обретает большую легкость и свободу. Размеры холстов в обоих вариантах не совпадают.

Картину из ГМИИ Козакевич датировал 1749-1752 годами (Kozakiewicz 1972), Камезаска - 1750-1752 (Саmеsasca 1974), Рицци -1751-1752, а дрезденский вариант между 1749-1751 (Rizzi 1996, р. 54, №27).

Помимо авторского повторения всей серии, к которому относятся четыре полотна из ГМИИ, Беллотто и его мастерская неоднократно повторяли отдельные композиции на холстах разного формата и размера, внося некоторые изменения в расположение стаффажных фигур. В 1950 году на аукционе Sotheby's в Лондоне как работа Беллотто проходила уменьшенная версия данной композиции (х., м. 89 х 162,5); в 1933 году она находилась в собственности фирмы «Робинсон и Фишер» в Лондоне, затем - в английском частном собрании (Лодердейл, Тёрлстан-Касл), где как авторскую ее приводил Камезаска (Camesasca 1974, № 93А). Еще раньше Козакевич (Kozakiewicz 1972, И, № 175) возражал против такого определения, считая ее копией XIX века. Копия с картины из ГМИИ, исполненная Ф. Алексеевым между 1779 и 1790 годами, находится в ГРМ.

Композиция гравирована самим Бернардо Беллотто в 1752 году (Rizzi 1996, р. 208, № I 10.).

Происхождение: 1768 из собр. графа Г. фон Брюля (Дрезден) приобр. для Эрмитажа; во 2-й половине XIX века передана в Таврический дворец, затем в Гатчинский; 1920 оттуда вновь перешла в Эрмитаж (инв. ГЭ 206); с 1930 в ГМИИ.

Архивные материалы: Кат. Эрмитажа 1773, № 619; Кат. Эрмитажа 1797, № 2039; Опись Эрмитажа 1859, № 2918.

Выставки: 1923 Петроград, зал III; 1966 Эссен. Кат., № 10; 1997 Токио-Тендо-Оказаки-Акита. Кат., № 33 ил.; 2001 Хьюстон (в кат. не упом.).

Литература: Cat. Ermitage 1774, p. 199, № 619; Hubner 1856, S. 73; Stubel 1911, S. 476; Жарновский 1924, с. 42-43; Fritzsche 1936, S. 53, 111, № VG 70; Фомичева 1959, с. 14-15 ил. 28; Bellotto 1963-1964, S. 81, № 106; Итальянская живопись 1964, с. 286; Bellotto 1964-1965, p. 90; Bellotto 1965, p. 102;Kozakiewicz 1965, S. 19, Abb. 23; Europaische Veduten 1966, S. 66 № 10, Taf. 13; Koza-kiewicz 1972, I, S. 85, 100-102; II, S. 136, № 174, 139, Abb. S 137; Camesasca 1974, p. 99 ill., № 94; Никитюк 1978, с. 7; Кат. ГМИИ 1986, с. 26; Штелин 1990, II, с. 111; Фомичева 1992, с. 78; Маркова 1992, с. 363; Кат. ГМИИ 1995, с. 136-137 ил.; Rizzi 1996, р. 54, № 27; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 231, ил. 120; 1000 Masterpieces of Painting 1999, p. 80 ill.; Guidebook 2000, p. 239, ill. 128.

Сайты Музея