БЕЛЛОТТО, ЛОРЕНЦО
ПЬЯЦЦА РОТОНДА С ВИДОМ НА ПАНТЕОН
Подпись и дата в центре внизу: Canaletti Fecerunt/A. 1769
Ниже латинская надпись с перечнем изображенных в картине зданий: Prospectu Fori vulgo, della Rotonda. 1. Pantheon Agripae nunc Basilica S. Ma/rie ad Ma...s /2. Fontana cum Obelisco Aegiptiaco.../[du duca] Philippi Barigioni/3. circa... piscina/4. Palatium Crescenzi
Холст диагонального плетения, дублирован; кромки обрезаны. Сохранность живописи в целом хорошая. Поверхность картины покрыта слоем слегка потемневшего неравномерного лака, особенно заметного на изображении неба. В правом нижнем углу белой краской номер: 70... (последняя цифра не сохранилась; предположительно номер одного из польских собраний)
Реставрация: 1939-1940 (ГМИИ, П.Т.Корина) - частичное удаление слоя потемневшего загрязненного лака.
Вместе с другим полотном (инв. ГМИИ 1517; кат. № 19) входила в серию композиций, разошедшихся по разным собраниям.
Вид на площадь открывается с юго-восточной стороны. В центре - фонтан с египетским обелиском, правее видно здание Пантеона. Справа выступает здание Палаццо Крешенци. На переднем плане - траттория и базар. Вдали пространство площади замыкается жилыми домами. Все изображенные здания отмечены номерами в соответствии с приведенным выше описанием.
Картина поступила в ГМИИ как работа неизвестного итальянского художника XVIII века. В инвентарной книге музея имеется запись: «Шла как работа Б. Беллотто Вид Рима. Пантеон». Авторство Бернардо Беллотто восстановил Мореловский (Morelowski 1930); подпись и дата были обнаружены во время реставрации 1939-1940 годов. Мсерианц (Мсерианц 1965) опубликовала вместе все четыре композиции, находившиеся одно время в ГМИИ, и связала их с гравюрами Пиранези.
Картина представляет интересный пример сотрудничества, подтвержденного подписями, Бернардо Беллотто и его сына Лоренцо, на что указывает подпись во множественном числе. Лоренцо Беллотто принял активное участие в выполнении серии видов Рима, и из известных на сегодня композиций еще три имеют подпись, аналогичную нашей: Canaletti Fecerunt (Kozakievicz 1972, И, № 388, 393, 398). В качестве «моделло» здесь также использована гравюра Пиранези 1751 года, озаглавленная Veduta della Piazza delta Rotonda из серии Vedute di Roma (Виды Рима). По сравнению с гравюрой внесены некоторые изменения в построение перспективы; уменьшено пространство в верхней части, отчего архитектура приобрела большую монументальность и стала казаться приближенной к зрителю. В правой части несколько больше виден угол Палаццо Крешенци, обозначенный в гравюре лишь узкой полосой. В опубликованном Манковским Каталоге Королевской галереи 1795 года (Mankowski 1932) картина из ГМИИ фигурирует под номером 434 как: Vue du Pantheon a Rome.
В 1911 году на аукционе Хельбинг в Мюнхене как работа Бернардо Беллотто проходила композиция с ошибочным названием Пъяцца Минерва, представлявшая уменьшенное повторение или копию московской картины (х., м. 74 х 94; Kozakiewicz 1972, II, № Z 337; Camesasca 1974, № 216А).
Происхождение: 1769 в Королевской галерее Станислава Августа Понятовского (замок в Уязде под Варшавой; с 1795 - в варшавском замке Лазенки); с 1798 собств. Йозефа Понятовского (Варшава); с 1813 собств. графини Марии Терезы Тышкевич (там же); последнее упоминание картины в польских собраниях относится к 1819; в дальнейшем в России; собр. Е.А.Нарышкиной,рожд. Куракиной, имение Степановское-Волосово; 1918 передана оттуда в ГТГ; с 1924 в ГМИИ.
Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 18-19; 1966 Эссен. Кат., № 61.
Литература: Ciampi 1839, р. 236, № 12; Rastawiecki 1850, р. 54, № 12; Fournier, Sarloveze 1907, p. 142, № 434; Morelowski 1930, p. [17]; Mankowski 1932, № 434, p. 62, 147, 151; Fritzsche 1936, S. 127, № VG 212 (предположительно картина ГМИИ; местонахождение не указано); Bellotto 1955, р. 33, № 39; Lorenz, Kozakiewicz 1955, p. 33, № 39; Kozakiewicz 1960, S. 149, 150, Abb. 10, S. 152, № 4, 157; Кат. ГМИИ 1961, с. 16; Lorenz in Bellotto 1964-1965, p. 19-20; Kozakiewicz 1965, p. 92-95; 101, № 4, Abb. 54; Мсерианц 1965, с. 59-63 ил.; Europaische Veduten 1966, S. 96, № 61, Taf. 85, 86; Kozakiewicz 1972, I, S. 186-187; II, S. 308, Abb. 390, S. 309, № 390; Camesasca 1974, p. 112 ill., № 216; Никитюк 1978, с. 7; Кат. ГМИИ 1986, с. 26; Кат. ГМИИ 1995, с. 138 ил.