НАТЮРМОРТ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

БЕТТЕРА, БОНАВЕНТУРА

НАТЮРМОРТ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Конец XVII - начало XVIII века

холст, масло

92 x 115 см

Инв.: 2874

Подпись справа внизу: B.Ventura. Bettera F. in Bergamo.

Холст полотняного плетения, дублирован. В разных местах участки реставрационной ретуши. Живопись под слоем потемневшего загрязненного лака. На рентгенограмме видны авторские изменения композиции: на столе справа около занавеса первоначально была изображена тарелка с персиками.

Предположительно парный к инв. ГМИИ 165.

Поступила как работа Бартоломео Беттеры. Несмотря на наличие подписи, работа долгое время приписывалась Эваристо Баскенису, а затем - его мастерской. Подпись Бонавентуры Беттеры впервые обнаружил Кузнецов (1966).

Картина из собрания ГМИИ представляет интерес как редчайшее достоверное произведение сына Бартоломео Беттеры - Бонавентуры, о котором дошли весьма скудные сведения (De Pascale in Baschenis 1996, p. 86). Ничего не известно о хронологии его творчества, поскольку лишь один натюрморт художника, из собрания Пасси Пезенти, помечен не только подписью, но и датой: Bonaventura Bettera 1718 (Tassi 1970, II, p. 115).

В своих произведениях Бонавентура Беттера широко использовал мотивы полотен Баскениса, создателя особой разновидности натюрмортных композиций с музыкальными инструментами. Изображенная в картине из ГМИИ шкатулка, украшенная инкрустацией с женской фигурой, встречается в подписном натюрморте Бартоломео Беттеры из частного собрания в Милане (Natura morta italiana 1964, p. 93), а также в некоторых других работах этого круга. Основные мотивы московского натюрморта повторены в композиции из Музея истории искусства в Вене, где она (по всей видимости, ошибочно) считается работой Бартоломео Беттеры (Rossi 1971, ill. 144). Кисти Бонавентуры Беттеры принадлежит и натюрморт из собрания Эрмитажа (инв. ГЭ 8431), который Фомичева (1992), ссылаясь при этом на полотно из ГМИИ, опубликовала под именем Бартоломео Беттеры.

Происхождение: 1937 дар М.Б.Бенедиктова, Москва.

Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 15-16 ил. (Мастерская Эваристо Баскениса); 1983 Дрезден. Кат., № 13 (здесь и далее - Бонавентура Беттера); 1984 Ленинград-Москва. Кат., № 9; 1997 Токио-Тендо-Оказаки-Акита. Кат., с. 34-35 ил.

Литература: Путеводитель ГМИИ 1964, с. 111 (Эваристо Баскенис); Кузнецов 1966, с. 198, ил. 7 (Бонавентура Беттера); Rosci 1971, р. 61, ill. 145 (Бартоломео Беттера); Muller 1978, р. 25, № 43 (здесь и далее - Бонавентура Беттера); Rosci 1985, р. 152, 166, 180, 181 ill.; Кат. ГМИИ 1986, с. 27; Porzio, Zeri 1989, p. 287; Маркова 1992, с. 314, 315, 316 ил.; Фомичева 1992, с. 95, № 60 (ошибочно - как Бартоломео Беттера); Кат. ГМИИ 1995, с. 138 ил.

Сайты Музея