КАЙРО, ФРАНЧЕСКО
СМЕРТЬ СОФОНИСБЫ
Холст полотняного плетения, дублирован. Живопись под слоем потемневшего загрязненного лака.
Сюжет из древнеримской истории времен 2-й Пунической войны: Ливий. Римская история XXX: 15.
Софонисба - дочь карфагенского царя Газдрубала и жена Масиниссы. Римский военоначальник Сципион потребовал схватить Софонисбу и прислать в Рим как пленницу. Масинисса, не осмелившись ослушаться Сципиона, но обещавший избавить жену от унижения, послал ей чашу яда, который Софонисба выпила. Этот сюжет пользовался особой любовью итальянских художников эпохи барокко (Pigler 1974, II, S. 433f.).
Картина поступила в ГМИИ как работа болонского мастера XVII века, а сюжет трактовался как Смерть Лукреции. Авторство Франческо Кайро определил Виппер (устно). Согласно заметкам Лазарева, оставленным на полях рецензируемой рукописи каталога итальянской живописи в собрании ГМИИ (начало 1970-х), данная атрибуция была им сделана раньше, когда полотно еще находилось в собрании Бенедиктова.
Полуфигурные изображения Иродиады, Лукреции, Святой Агнесы, Софонисбы составляли круг излюбленных тем Франческо Кайро, особенно в ранний период творчества, и принесли ему широкую известность. Его картины, написанные на подобные сюжеты, часто встречаются в разного рода описях старинных коллекций, в том числе и в составленном после смерти художника списке находившихся в доме Кайро работ, включавшем около трехсот его произведений. Среди известных на сегодня и близких по типу композиций можно привести полотно Иродиада с головой Иоанна Крестителя, один из вариантов которого находится в Пинакотеке в Виченце, а другой - в Галерее Сабауда в Турине, а также картины Смерть Лукреции из Музея Прадо в Мадриде и Святая Кристина из Пинакотеки Кастелло Сфорцеско в Милане (Cairo 1983, № 10, 18, 33, 39). Кайро изображает своих героинь в состоянии трагического экстаза, а особая сила воздействия его произведений объясняется тем, что многие из его персонажей находятся на границе жизни и смерти.
В картине из ГМИИ тот же мотив получает более сдержанную интерпретацию, лишенную внешних эффектов. По всей видимости, это довольно ранняя работа, исполненная до 1663 года, то есть до отъезда художника в Турин. Такую датировку разделяет и Франджи, автор монографии о Кайро (Frangi 1998). Сходные приемы письма, особенно в передаче тканей, можно увидеть в полотнах Иродиада с головой Иоанна Крестителя из Виченцы и Аллегория Живописи и Рисунка из частного собрания в Швейцарии (ibid, № 10, 16).
Происхождение: собр. М.Б.Бенедиктова, Москва; 1937 пост. в ГМИИ из НКВД.
Выставки: 1939 Передвижная. Кат, № 3 (Болонский мастер XVII века. Смерть Лукреции); 1961 Москва. Кат, с. 32-33 (Кайро).
Литература: Кат. ГМИИ 1986, с. 86 (везде - Кайро); Маркова 1992, с. 210 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 162-163 ил.; Frangi 1998, р. 56, 57, 86 п.80, № 20, fig. 24.