ВОЗВРАЩЕНИЕ БУЧИНТОРО К МОЛУ У ДВОРЦА ДОЖЕЙ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

КАНАЛЕТТО (ДЖОВАННИ АНТОНИО КАНАЛЬ)

ВОЗВРАЩЕНИЕ БУЧИНТОРО К МОЛУ У ДВОРЦА ДОЖЕЙ

1727-1729

холст, масло

182 х 259 см

Инв.: 2678

Холст тонкий полотняного плетения, дублирован. Сохранность живописи хорошая. Неравномерно потемневший слой лака (последняя реставрация – 1959, П.Д. Корин).

На обороте холста надпись: Переложилъ со старого холста на новый Ф. Табунцовъ 1849 года

Парная композиция Прием французского посла в Венеции находится в собрании Эрмитажа (инв. ГЭ 175)

Набережная дельи Скьявони с Пьяцеттой и Дворцом Дожей запечатлена в день Вознесения – главного праздника Венецианской республики. У причала напротив Дворца Дожей видна сверкающая золотом галера Бучинторо, корабль дожа, вернувшийся к Молу с острова Лидо, где проходила праздничная церемония бросания золотого кольца, закреплявшая союз Венеции с морем. Обряд обручения был древним символом морской мощи Венецианской республики. Эта пышная церемония праздновалась ежегодно в день Вознесения. Изображенный в картине Бучинторо был построен в 1728 – 1729 годах и отличался особой пышностью. В центре композиции видны украшенные лилиями гондолы французского посольства, сопровождавшие корабль венецианского дожа во время торжественной процессии.

Авторство Каналетто не подвергалось сомнению; картина из собрания ГМИИ многократно публиковалась под названием Отъезд венецианского дожа на праздник обручения с Адриатическим морем. Вместе с парной композицией из Эрмитажа она была включена в составленный Якобом Штелином список самых значительных картин, приобретенных для Императорских собраний в 1766-1768 годах: «Каналетти. Публичная аудиенция французского посла графа Жержи у дожа Венеции. С множеством кишащих фигур, большей частью высотой 1/2 фута. Того же самого – парная. Обручение дожа с Адриатическим морем, синьория на Буччентауро и почти бесчисленное множество гондол» (Штелин 1990).

Констебл (Constable 1962) датировал картину из ГМИИ около 1730 года на том основании, что запечатленный в картине Бучинторо был построен в 1728 - 1729 годах. Невзирая на этот исторический факт, Л. Пуппи (Puppi 1968) отнес ее к 1726 - 1727 годам.

Вместе в парной композицией из Эрмитажа картина, принадлежащая ГМИИ, была написана по заказу графа де Жержи, посла Франции в Венецианской республике. В них нашли отражение два важных исторических эпизода, связанных с дипломатическими отношениями Венецианской республики и Франции, разорванными в 1709 году по вине Людовика XIV. Лишь много лет спустя, в 1723-ем, юный Людовик XV назначил своим послом в Венеции Жака Винсента Ланже, графа де Жержи (1667 - 1734), который прибыл в город 6 декабря того же года. Однако официальное представление дожу и церемония вручения грамот состоялись лишь тремя годами позже – 5 ноября 1726 года. Торжественное прибытие французского посла в сопровождении шестидесяти сенаторов во Дворец дожей подробно описано его участником, Николо Троном (Venezia da Stato a Mito 1997). В память об этом событии было заказано полотно, находящееся в Эрмитаже и исполненное Каналетто в 1727 году.

Несколько позднее, в 1728 – 1729 годах, в пару к нему было написано полотно из собрания ГМИИ, запечатлевшее присутствие французского посла и его свиты на самом большом празднике Венецианской республики – дне Вознесения, называемом просто Sеnsa. На празднике 1728 года впервые можно было увидеть новый Бучинторо, корабль дожа, отличавшийся особой роскошью. Работа над ним продолжалась целых десять лет; однако в полном блеске он предстал лишь на следующий год, 26 мая 1729-го. Один из подготовительных рисунков, исполненных с натуры (Музей земли Гессен в Дармштадте), снабжен авторской надписью - Marzo 1729 Venezia (Constable 1962, N 573). Эти даты позволяют уточнить датировку московского полотна, написанного между 1728 и 1729 годами.

Обе картины в собраниях ГМИИ и Эрмитажа стали первым по-настоящему крупным официальным заказом в творческой жизни Каналетто. В процессе их создания он использовал опыт Луки Карлевариса. Предположительно, иконографическим образцом для эрмитажной композиции послужила небольшая работа Карлевариса, изображающая то же событие, Вход посла де Жержи из Музея замка Фонтенбло, и опубликованная Суччи (х., м. 46 х 92; Succi 1993, p. 43; Succi 1994, p. 70 - 72).

Близкий вариант композиции того же размера, вместе с парной, находится в собрании Альдо Креспи в Милане (Constable 1962, N 336). Однако миланские полотна не были простыми повторениями. Их создание связано с другим важным историческим событием – приездом в Венецию посла австрийского императора Карла VI, Хосе Боланьоса, испанца по происхождению.

Существуют и другие варианты композиции; наиболее известные находятся в собрании Виндзорского замка (х., м. 77 х 126, инв. 67А; Constable 1962, N 335), в Галерее Далидж-Колледжа в пригороде Лондона (х., м. 58,3 х 101,8, инв. 599; Constable 1962, N 339), в Галерее Уффици во Флоренции (инв. 1064), в частном собрании в Англии (х., м. 156 х 238; Constable 1962, N 337). Последняя, вместе с парной композицией Регата на Каналь Гранде, по всей видимости, были написаны для дворца в Версале по заказу Людовика XV.

Рисунок с натуры, на котором корабль дожа развернут в другую сторону, хранится в собрании Виндзорского замка (инв. 7451; Parker 1948, N 7; Constable 1962, N 642). Стилистически к нему близок упомянутый лист из Музея земли Гессен в Дармштадте.

Копия с картины из ГМИИ, исполненная русским художником XVIII века Федором Алексеевым, находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга (инв. Ж-6317)

Происхождение: между 1766 и 1768 картина была приобретена для Эрмитажа; с 1930 находится в ГМИИ

Архивные материалы: Кат. Эрмитажа 1773, № 984; Каталог Эрмитажа 1797, № 2636; Опись Эрмитажа 1859, № 2501; Липгарт 1928, л. 99, № 319

Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 33, илл. (Отъезд венецианского дожа на обручение с Адриатическим морем); 1964 Ленинград. Кат., с. 19; 1997 Венеция. Кат., № 40

Литература: Cat. Ermitage 1774, p. 84, N 984; Livret 1838, p. 283; Viardot 1844, p. 481; Сомов 1859, с. 48; Кат. Эрмитажа 1863, с. 78 - 79, № 319 (номер сохраняется во всех каталогах Эрмитажа по 1916 включительно);  Cat. Ermitage 1863, p. 67; Waagen 1864, S. 98; Кат. Эрмитажа 1869, с. 111; Penther 1883,  S. 51; Кат. Эрмитажа 1885, с. 111; Кат. Эрмитажа 1888, с. 111; Кат. Эрмитажа 1889, с. 72; Кат. Эрмитажа 1892, с. 55; Кат. Эрмитажа 1895, с. 55; Harck 1896, S. 427; Неустроев 1898, с. 96, илл.; Кат. Эрмитажа 1899, с. 37; Кат. Эрмитажа 1901, с. 58; Сомов 1902, с. 31; Кат. Эрмитажа 1907, с. 30; Кат. Эрмитажа 1908, с. 30; Cat. Ermitage 1909, p. 37; Wrangell 1909, 37, ill.; Бенуа 1910, с. 109; Von Seidelitz in Theime-Becker, V, 1911, S. 486; Кат. Эрмитажа 1912, с. 96; Альбом Эрмитажa 1912, с. 86, илл.; Ferrari 1914, tav. 4; Старк 1915, с. 15, 24, илл.; Кат. Эрмитажа 1916, с. 28; Путеводитель ГМИИ 1938, с. 113 («Отъезд дожа на обручение с Адриатическим морем»); Moschini 1954, p. 20, tav. 30 (как находящаяся в Эрмитаже); Haskell 1956, p. 298; Кат. ГМИИ 1957, с. 65 (здесь и след. - Отъезд венецианского дожа на обручение с Адриатическим морем); Кат. Эрмитажа 1958, с. 102 («Выезд дожа на обручение с Адриатическим морем»); Кат. ГМИИ 1961, с. 90 - 91; Canaletto e Guardi 1962, p. 16 - 17, N 4 (как находящаяся в Эрмитаже); Constable 1962, I, p. 108, 118, II, p. 336 (N 336), 338, 345, 487; Parker 1962, p. 16 - 17, N 4; Виппер 1966, с. 240, илл. (Отъезд дожа на обручение с Адриатическим морем); Puppi 1968, p. 92, N 32; Сonstable, Links 1976, II, N 338; Magugliani 1976, p. 23; Кат. Эрмитажа 1976, c. 96; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 90 - 91, илл.; Canaletto 1980, p. 60 - 61, N 84; Zampetti 1982, p. 59 - 61, nota NN 83, 84; Vsevolozhskaya 1984, p. 254 - 255; Кат. ГМИИ 1986, с. 87; Constable, Links 1989, II, p. 359, N 338; Альбом ГМИИ 1989a, № 140, илл.; Штелин 1990, II, с. 127, 153 прим. 3; Vita e fasti di Venezia 1991, p. 178 - 179, ill.; Маркова 1992, с. 352 - 353 , илл.; Фомичева 1992, с. 117, N 77 (Выезд дожа на обручение с Адриатическим морем); Succi 1993, p. 43; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 136 - 137; Succi 1994, p. 68 - 72; ; Кат. ГМИИ 1995, с. 164, илл.; Guidebook 1995, p. 133; Kowalczyk 1995, p. 290, N 70; Pedrocco 1995, p. 31, 34, fig. 37; Venezia da Stato a Mito 1997, p. 357 - 360, ill.; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 231, 236, илл. 121 (Мастерская Каналетто); Guidebook 2000, p. 236, 238 - 239, ill. 129;Canaletto 2001, p. 172 (Каналетто); Markova 2002, II, c. 144-146, N.122.

Сайты Музея