ВИД НА ОСТРОВА ЛАГУНЫ И АРСЕНАЛ ОТ КАМПО САН ПЬЕТРО ДИ КАСТЕЛЛО
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

КАНАЛЕТТО (ДЖОВАННИ АНТОНИО КАНАЛЬ)

ВИД НА ОСТРОВА ЛАГУНЫ И АРСЕНАЛ ОТ КАМПО САН ПЬЕТРО ДИ КАСТЕЛЛО

Середина 1720-х годов

холст, масло

63 x 108 см

Инв.: 3062

Холст тонкий полотняного плетения, дублирован; кромки обрезаны. Сохранность живописи хорошая.

Парная к инв. ГМИИ 3061 (кат. № 120). Обе картины из собрания ГМИИ в прошлом приписывались работавшему в Венеции немецкому художнику Иоганну (Джованни) Рихтеру. Авторство Каналетто определил Либман (Liebmann 1968). Морасси разделял эту атрибуцию (заметки в архиве ученого; см.: Саnаletto 2001, р. 122). Линкс включил их в каталог произведений художника с пометкой «приписаны Каналетто» (Constable, Links 1976). Автор данного каталога опубликовал как произведения мастерской художника (Маркова 1992; Кат ГМИИ 1995), но впоследствии пересмотрел это мнение.

Подготовительный набросок к данной картине можно видеть на одном из листов альбома рисунков Каналетто, находившегося ранее в собрании И. Брасс в Венеции, а в XVIII веке принадлежавшего Франческо Альгаротти. Он снабжен надписью, сделанной рукой художника: Veduta d'un Canton del Campo di S. Pi/etro/verso Muran. В картине композиция рисунка повторена достаточно точно, лишь несколько расширена в обе стороны (из графического листа в картину вошла фигура гондольера у причала). Надпись на рисунке позволила дать название одной из картин, другая определялась как Венецианский вид или Вид на Мурано. Работы написаны так, словно оба вида открывались художнику с одной точки, о чем говорит характер берега и дом в правой части полотна со стоящим на крыше цветочным горшочком (число окон при этом не совпадает). В действительности же Арсенал и церковь Санта Мария делле Верджини, которой сегодня не существует, увидеть с одной точки одновременно было невозможно.

Оба пейзажа, без сомнения высокого художественного уровня, представляют большой интерес как образцы сравнительно раннего творчества Каналетто, когда он предпочитал небольшие холсты, чаще горизонтального формата. Художник уже обнаруживает в них высокую степень профессиональной зрелости, но в то же время ему еще редко выпадали престижные заказы, и Каналетто писал в основном скромные композиции для продажи, мотивы для которых он находил не столько в центральной части Венеции, сколько в непритязательных видах окружающих ее островов.

В этих работах повторяются некоторые приемы композиционного построения с акцентированным передним планом, а живописная манера отличается корпусным пастозным письмом и выразительным использованием световых контрастов. В качестве аналогии можно сослаться на пейзаж из коллекции Джустиниани в Венеции (х., м. 66 х 112; Саnаletto 2001, р. 170-171, № 71). Другие аналогии - парные картины из Эрмитажа (х., м. 67 х 127; инв. 5536; х., м. 66 х 127,5; инв. 5537) и Королевского собрания в Виндзорском замке (Canaletto 1980, № 44). По вопросу датировки этих произведений существуют серьезные расхождения во мнениях. Так, виндзорский пейзаж относят к 1725-1730 годам, пейзаж из коллекции Джустиниани - к 1735-1740; что касается эрмитажных работ, Пуппи предлагал датировать их около 1746 года, временем отъезда Каналетто в Лондон (Puppi 1968, р. 112, № 254, 255). Заметим, что Линкс относил вышеупомянутый подготовительный рисунок для одной из публикуемых картин (Constable, Links 1976) к середине 1740-х. Полотна из ГМИИ, как и сопоставимые с ними парные работы из Эрмитажа, относятся к 1720-м годам. В каталоге выставки (Canaletto 2001) Ковальчик датировала эрмитажные композиции 1724-1725, московские - около 1726 года, а картину из коллекции Джустиниани - 1728-1729. Такая датировка наших работ, как и очень близкого к ним полотна Джустиниани, представляется слишком поздней. На наш взгляд, правильнее датировать их около середины 1720-х годов. В этой связи сошлемся на мнение Линкса, полагавшего, что композиция из коллекции Джустиниани была написана в 1725-1726 годах.

Происхождение: собр. М.Б.Бенедиктова, Москва; 1937 пост. в ГМИИ из НКВД.

Выставки: 2001 Венеция. Кат., № 55.

Литература: Liebmann 1968b, p. 198-199 ill. (Каналетто); Constable, Links 1976, № 366: I, tav. 205; II, р. 377 («приписана Каналетто»); Кат. ГМИИ 1986, с. 87 (Мастерская Каналетто); Constable, Links 1989, № 366: I, pi. 205; II, р. 377 («приписана Каналетто»); Маркова 1992, с. 355 ил. (здесь и след. - Мастерская Каналетто. Вид с острова Сан Пъетро на Мурано); Кат. ГМИИ 1995, с. 164-165 ил.; Kowalczyk 1995, № 71, р. 292п. (здесь и далее - Каналетто); Artemieva 1998, №21 n., p. 120; Canaletto 2001, р. 124-125, № 55 ill. (изображение относится к № 54).

Сайты Музея