СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО С МАЛЕНЬКИМ ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ И СВЯТОЙ ЕЛИЗАВЕТОЙ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

КАНТАРИНИ, СИМОНЕ, прозванный ПЕЗАРЕЗЕ

СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО С МАЛЕНЬКИМ ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ И СВЯТОЙ ЕЛИЗАВЕТОЙ

Между 1645-1648

холст, масло

диам. 108 (тондо)

Инв.: 37

Холст саржевого плетения. Сохранность авторской живописи в целом хорошая. По всей поверхности крупносетчатый кракелюр. На лицевой стороне справа красным номер по Каталогу Эрмитажа 1797 года: 641. На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2245. На подрамнике номер по каталогам Эрмитажа с 1863 по 1916:196.

Реставрация: 1997 (ГМИИ, А.Л. Летров) - удаление слоя потемневшего загрязненного лака.

Атрибуция традиционная, сомнению не подвергалась. В прошлом, в период пребывания в собрании лорда Уолпола, картина ценилась весьма высоко и пользовалась известностью, а Андреев в Настольной книге для любителей изящных искусств (Андреев 1857) назвал ее лучшей из произведений художника.

В ее композиционном решении заметно влияние учителя художника Гвидо Рени, - в частности некоторых его работ римского периода. Поза Младенца, изображенного сидящим в профиль, также восходит к Гвидо Рени, и в качестве одного из прототипов можно указать на его композицию Поклонение пастухов из собрания ГМИИ (кат. № 234).

Манчиготти (Mancigotti 1975) относил московскую картину к последним годам творчества Симоне Кантарини и датировал между 1645 и 1648 годами. Эмилиани (Emiliani in Cantarini 1997) считает ее более ранней работой и датирует 1640-1642 годами.

Копия композиции из ГМИИ, долгое время считавшаяся оригиналом мастера, хранится в Городском музее Болоньи (Zucchini 1938, р. 41, № 11); возможно, она принадлежит мастерской художника. Еще одна копия, приписываемая Джованни Марии Виани (атрибуция Роли, письмо 1991), находится в собрании Государственных музеев Берлина (инв. № 91.1; Gemaldegalerie 1996, S. 126, 620, Abb. 2431).

Подготовительный рисунок, исполненный сангиной, находится в собрании Пинакотеки Брера в Милане (инв. 501). Эмилиани обратил внимание на то, что в рисунке композиция заключена в овал, тогда как в картине ей придана форма круга. Тот же Эмилиани ссылается еще на один рисунок, который также имеет форму овала, но в отличие от первого ориентированного не вертикально, а горизонтально (Emiliani in Cantarini 1997).

Композиция гравирована Каччиоли (G.A. Caccioli).

Происхождение: 1779 из собр. лорда Уолпола (поместье Хоутон-Холл, Англия) приобр. для Эрмитажа; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Кат. Уолпола 1736; Кат. Эрмитажа 1773, № 2403; Кат. Эрмитажа 1797, № 641; Опись Эрмитажа 1859, № 2245; Липгарт 1928, л. 101, № 196.

Литература: Aedes Walpolianae 1752, p. 55; Aedes Walpolianae 1767, p. 55; Cat. Ermitage 1774, № 2403; Livret 1838, p. 221, № 81; Андреев 1857, с 167; Сомов 1859, с. 55, 56; Кат. Эрмитажа 1863, с 51, № 196 (номер сохр. в кат. Эрмитажа по 1916 включит.); Cat. Ermitage 1863, p. 44-45; Waagen 1864, S. 79; Кат. Эрмитажа 1869, с. 73; Cat. Ermitage 1869, р. 73; Кат. Эрмитажа 1885, с. 88; Кат. Эрмитажа 1888, с. 88; Кат. Эрмитажа 1889, с 74; Кат. Эрмитажа 1892, с. 56; Кат. Эрмитажа 1895, с. 56; Неустроев 1898, с. 78; Кат. Эрмитажа 1899, с 57; Кат. Эрмитажа 1901, с. 59; Кат. Эрмитажа 1907, с. 20; Кат. Эрмитажа 1908, с. 20; Cat. Ermitage 1909, p. 38; Кат. Эрмитажа 1912, с. 97; Эрмитаж: Альбом 1912, с. 90 ил.; Кат. Эрмитажа 1914, с. 21; Кат. Эрмитажа 1916, с. 20; Кат. ГМИИ 1961, с. 91; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 100, 108 ил.; Виппер 1966, с. 110 ил.; Vertue 1968, VI, р. 176 (a round picture of the Holy Family. Christ learning to read); Mancigotti 1975, p. 159, fig 95; Кат. ГМИИ 1986, с. 88; Маркова 1992, с 205 ил.; Colombi Ferretti 1992, fig. 123; Кат. ГМИИ 1995, с. 1б4, 165 ил.; Emiliani in Cantarini 1997, p. 156, № I.44, 157 ill.

Сайты Музея