СВЯТОЙ СЕБАСТЬЯН СО СВЯТОЙ ИРИНОЙ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

КАРОЗЕЛЛИ, АНДЖЕЛО

СВЯТОЙ СЕБАСТЬЯН СО СВЯТОЙ ИРИНОЙ

Первая половина XVII века

холст, масло

119 х 107 см

Инв.: 2686

Холст редкий крупнозернистый полотняного плетения. Живопись под слоем потемневшего загрязненного лака. На лицевой стороне справа внизу красным номер по Каталогу Эрмитажа 1797 года: 4789

На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2140

Сюжет: по легенде, вдова Ирина, жительница Рима, спасла от смерти Святого Себастьяна, пронзенного стрелами. Считается покровительницей сестер милосердия. В период контрреформации изображалась вытаскивающей стрелу из тела Себастьяна. Ее атрибут - сосуд с мирровым маслом (см.: Pigler 1974, I, S. 468ff.).

В Эрмитаже считалась работой Риберы, позднее - неизвестного мастера XVII века и школы Караваджо. Лонги (Longhi 1926) приписывал картину Гверчино, под именем которого она поступила в музей, и относил ко второму периоду творчества мастера. Мэхон (Mahon 1947) отрицал принадлежность Гверчино; того же мнения придерживался Стехов (Stechow 1954), опубликовавший полотно из собрания ГМИИ как работу неизвестного мастера. Позднее по поводу авторства картины высказывались разные предположения: Стерлинг называл имя Орацио Джентилески, Фьокко - Бартоломео Дженнари, Паллуккини - неизвестного французского мастера XVII века (все - устно, 1960-е). Николсон (Nicolson 1979; Nicolson 1989) видел автором картины подражателя Джентилески и одновременно указывал на его близость творчеству Орацио Риминальди. Последним высказался Брежон де Лавернье, предположивший авторство Никола Турнье (письмо от 30.09.99). Настоящая атрибуция принадлежит автору каталога.

Происхождение: 1846 приобр. в Италии для Эрмитажа; с 1930 в ГМИИ.

Архивные материалы: Кат. Эрмитажа 1797, № 4789; Опись Эрмитажа 1859, №2140.

Литература: Кат. Эрмитажа 1863, с. 48, № 330 (здесь и далее - Рибера; номер сохр. в кат. Эрмитажа по 1916 включит.); Waagen 1864, S. 104; Кат. Эрмитажа 1869, с.118; Кат. Эрмитажа 1885, с. 118; Кат. Эрмитажа 1888, с. 118; Кат. Эрмитажа 1889, с. 237; Кат. Эрмитажа 1892, с. 178; Кат. Эрмитажа 1895, с. 179; Кат. Эрмитажа 1899, с. 189; Кат. Эрмитажа 1901, с. 193; Кат. Эрмитажа 1907, с. 31; Кат. Эрмитажа 1908, с. 31; Cat. Ermitage 1909, p. 180; Бенуа 1910, с; 126; Кат. Эрмитажа 1914, с. 29; Кат. Эрмитажа 1916, с. 29 (Неизвестный художник болонской школы XVII века); Longhi 1926, р. 132, ill. (Гверчино ?); Mahon 1947, р. 45 (не Гверчино); Кат. ГМИИ с. 22 (Гверчино); Stechow 1954, р. 70, 74 ill. (Неизвестный итальянский мастер XVII века); Знамеровская 1955, с. 213 (здесь и далее - Гверчино); Кат. ГМИИ 1957, с. 35; Кат. ГМИИ 1961, с. 49; Nicolson 1979, р. 54 (в разделе - Последователи или подражатели Орацио Джентилески); Кат. ГМИИ 1986, с. 86. (здесь и далее - Итальянский мастер первой половины XVII века, А. Карозелли ?); Nicolson 1989, I, p. 116 (в разделе Орацио Джентилески; как сомнительная атрибуция); Маркова 1992, с. 186 ил. (Итальянский мастер первой четверти XVII века; в тексте: предположительно А. Карозелли); Кат. ГМИИ 1995, с. 193 ил. (Римский мастер первой четверти XVII века; в тексте: близка работам А. Карозелли).

Сайты Музея