ПАСТОРАЛЬ. ФАВН И ПАСТУШКА
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

КАСТИЛЬОНЕ, ДЖОВАННИ БЕНЕДЕТТО, прозванный ГРЕКЕТТО

ПАСТОРАЛЬ. ФАВН И ПАСТУШКА

1650-e

медь, масло

53 x 67 см

Инв.: 159

Живопись в хорошем состоянии сохранности. На обороте трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2596

Парная композиция Сатиры, приносящие дары в Эрмитаже (инв. ГЭ 186).

Атрибуция картины не изменялась, но в разные периоды название звучало по-разному. В каталоге собрания Кроза (Cat. Crozat 1755) оно дано описательно: Un bacchant, tenant un violon d'un main et de l'autre caressant une bacchante. В Румянцевском музее картина фигурировала как Пастух и пастушка, занимающиеся музыкой и Фавн и пастушка, занимающиеся музыкой; в каталог генуэзской выставки (Genova nell'Eta Barocca 1992) включена как Жертвоприношение Пану.

Мифологическая тема, связанная с изображением фавнов, вакханок, пастушек, занимает важное место в творчестве Кастильоне. Впервые художник обратился к ней в 1640-х годах, в период его работы в Риме. Свою роль здесь сыграли и впечатления, полученные непосредственно от классических древностей, и его сближение с кругом известного римского знатока искусства Кассьяно Даль Поццо и Никола Пуссеном. Позже, в период работы в Мантуе, Кастильоне постоянно обращался к этой теме, развивая и обогащая ее новыми решениями. Подобные композиции пользовались большим успехом у просвещенных коллекционеров, и в описях собраний Рима, Генуи и Мантуи XVII-XVIII веков соответствующие сюжеты встречаются неоднократно. Одну из таких картин Кастильоне известный художник Лука Джордано описал следующим образом: «un quadro di Palmi 8 e 7 in circa, con cornice ind.ta, consistente un satiro, con una donna che suona il tamburo con granata e frutti, mano di Gio. Bened.o Castiglione... 1000» (цит. по: Castiglione 1990, p. 135).

Близкий вариант картины из московского собрания находится в Музее изящных искусств в Понсе, Пуэрто-Рико (х., м. 133,1 х 156,3; Castiglione 1990, № 22); он был гравирован около 1648 года (Bellini 1982, № 10).

Многие мотивы этих композиций встречаются и в других работах мастера. Так, в живописи и графике Кастильоне неоднократно повторяется фигура пастушки с тамбурином, однако в картине Цирцея из частного собрания в Генуе она повернута в другую сторону (Pittori genovesi a Genova 1969, p. 182, № 75); в каталоге генуэзской выставки 1992 года картина фигурирует под названием Аллегория Поэзии и Музыки (Genova nell''Eta Barocca 1992, № 60).

Интерес Кастильоне к пасторальной тематике, ставшей популярной в европейской живописи XVIII века, отчасти был навеян поэзией Джан Винченцо Империале, воспевавшего радости сельской жизни. Его творчество, в свою очередь, находилось под сильным влиянием поэмы Адонис Кавалера Марино, написанной в 1623 году (Martinoni 1983).

Происхождение: 1772 приобр. для Эрмитажа; Екатерининский дворец Царского Села; 1862 передана в РМ; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Кат. Эрмитажа 1773, № 838; Кат. Эрмитажа 1797, № 420; Опись Эрмитажа 1859, № 259.

Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 37 ил.; 1982 Москва. Античность. Кат., № 30; 1992 Генуя. Кат., р. 152-153, № 58 ill.

Литература: Cat. Crozat 1755, p. 37 (везде - Кастильоне); Cat. Ermitage 1774, № 838; Musee de l'Ermitage 1860, p. 132, № 28; Музей Имп. Эрмитажа 1861, с. 149, № 28; Кат. РМ 1862, с. 20, № 187 (здесь и след. - Пастух и пастушка, занимающиеся музыкой); Андреев 1863, II, с. 143; Кат. РМ 1865, с. 20, № 187; Guide dans la galerie 1872, p. 73, № 187 (Concert champetre); Путеводитель РМ 1876, с 81, № 187; Путеводитель РМ 1887, с. 80, № 455; Новицкий 1889, с. 170; Путеводитель РМ 1898, с. 35, № 378; Кат. РМ 1901, с. 40, № 469; Илл. кат. РМ 1901, с. 12, № 385, табл. 19; Кат. РМ 1903, с. 50, № 476 (здесь и далее -Фавн и пастушка, занимающиеся музыкой); Кат. РМ 1909, с. 88, № 790; Кат. РМ 1910, с. 88, № 790; Кат. РМ 1912, с. 97, № 31 (здесь и далее - Пастушка и фавн); Кат. РМ 1913, с. 105, № 31; Кат. РМ 1915, с. 215, 221, № 582; Lasareff 1930, S. 96-108, Taf. XXIII; Кат. ГМИИ 1948, с. 36; Кат. ГМИИ 1957, с. 66; Кат. Эрмитажа 1958, с. 109 (Вакханалия); Кат. ГМИИ 1961, с. 93; Либман 1962, с. 22, 23 ил., № 3; Итальянская живопись 1964, с. 270; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 100, 108 ил.; Виппер 1966, с. 110 ил.; Stuffmann 1968, р. 89, № 272 ill.; Costa Calcagno 1971, p. 188; Percy 1971, p. 41, 58; Пятьдесят лет Картинной галерее 1974, б.п., зал № 12; Кат. Эрмитажа 1976, с. 100 (Вакханалия); Algeri 1979, р. 85; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 80-81 ил.; Vsevolozhskaya 1981, р. 293 ill.; Newcome 1981, p. 32; Bellini 1982, p. 75; Кат. ГМИИ 1986, с. 90, ил. 86; Альбом ГМИИ 1989а, № 137 ил.; Альбом ГМИИ 19896, № 123 ил.; Маркова 1992, с. 205 ил.; Genova nell'Eta Barocca 1992, p. 152-153 ill. (Жертвоприношение Пану); Путеводитель ГМИИ 1994, с. 131-132; Кат. ГМИИ 1995, с. 166-167 ил.; Guidebook 1995, р. 129; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 226; Свидерская 1999, с. 141, ил. 150; Путеводитель ГМИИ 2000, р. 228.

Сайты Музея