ИЗГНАНИЕ ИЛИОДОРА ИЗ ХРАМА
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

КАВАЛЛИНО, БЕРНАРДО

ИЗГНАНИЕ ИЛИОДОРА ИЗ ХРАМА

Около 1650

медь, масло

62 x 88 см

Инв.: 725

Подпись на крупе коня заключенной в многоугольник монограммой из букв: ВС.

Деформация основы по углам, где образовались утраты красочного слоя, покрытые реставрационной ретушью. В разных местах небольшие участки изменившихся в тоне реставрационных тонировок.

Реставрация: 1981 (ГМИИ, В.Н. Зиновьева) - удаление слоя потемневшего загрязненного лака и участков реставрационной ретуши, частично заходившей на авторскую живопись.

Сюжет заимствован из апокрифических священных книг, описывающих подвиги Маккавеев (2 Мак. 3:14-27). Сирийский сановник Илиодор намеревался по приказу царя Селевка Филопатра ограбить казну Иерусалимского храма, однако Бог особенным чудом защитил ее. Дерзнувшие войти в сокровищницу были поражены ужасом, когда им явился конь со страшным всадником, на всем скаку поразивший Илиодора передними копытами. Явились еще двое юношей, которые непрерывно бичевали его. Сюжет ассоциируется с эпизодом из земной жизни Христа, изгоняющего торговцев из храма (Pigler 1974, I, S. 232f.).

Картина из собрания ГМИИ в прошлом считалась произведением французского художника Себастьяна Бурдона, под именем которого она неоднократно публиковалась в каталогах музея. Авторство Каваллино было определено Розенбергом (Rosenberg 1968) и Либманом (Liebmann 1968a).

Долгое время московская композиция оставалась единственной известной работой мастера, выполненной на меди. В 1982 году было опубликовано еще одно произведение Каваллино этого типа - Муций Сцевола перед Порсеной (Художественный музей Кимбелла, Форт Уорт, Техас), совпадающее размерами с московской картиной. Обе работы, вместе с двумя композициями Андрея Ваккаро, были написаны по одному заказу, и сюжеты их объединены общей идейной программой, связанной с борьбой неаполитанцев против испанского владычества (Napoli 1985, р. 169-172). Классицизирующие черты стиля указывают на творческие контакты Каваллино с художественной средой Рима.

Подготовительный рисунок к картине в 1966 году проходил на аукционе Кольнаги в Лондоне под именем флорентийского художника Джованни Биливерти (The Burlington Magazine, 1966, № 8, p. XIV; воспр. в разделе рекламы). Картина из ГМИИ, принадлежащая к шедеврам неаполитанского мастера, была исполнена в поздний период его творчества, около 1650 года.

Происхождение: до 1918 собр. Г.М.Фейтельберг, Москва; затем ГМФ и РМ; с 1924 в ГМИИ.

Выставки: 1918 Москва. Кат., № 146; 1981 Вена. Кат., с. 30-31 ил.

ГМИИ 1961, с. 28-29; Liebmann 1968, р. 456-459, fig. 1, 49 (здесь и далее - Каваллино); Rosenberg 1968, р. 154, 10, fig. 6; Ferrari 1969, p. 217; Lurie Tzeutschler 1969, p. 138-139,fig.3;Vitzthum 1971, p. 89; Causa 1972, p. 942, fig. 316; Brejon de Lavergnee, Dorival 1979, p. 92; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 82; Lehmann 1980, p. 88; London-Washington 1982-1983, p. 143, 146; Paris 1983, p. 194-195; Torino 1983, p. 164-165, 167-168; De Maio 1983, p. 5, 17, № 14, fig. 5; Cavallino 1984, p. 218-219, № 83 ill.; Spinosa 1984, ill. 158; Cavallino 1985, p. 223, № C.38 ill.; Кат. ГМИИ 1986, с. 86, ил. 92; Альбом ГМИИ 1989а, № 135 ил.; Spinosa 1989, р. 486, tav. 742; Маркова 1992, с. 276 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 132; Кат. ГМИИ 1995, с. 162-163 ил.; Guidebook 1995, р. 129; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 226, 228; Guidebook 2000, р. 228.

Сайты Музея