ПРИГВОЖДЕНИЕ К КРЕСТУ (ГОЛГОФА)
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

КОППОЛА, КАРЛО (?)

ПРИГВОЖДЕНИЕ К КРЕСТУ (ГОЛГОФА)

Середина XVII века

холст, масло

105 х 130 см

Инв.: 3562

Холст плотный полотняного плетения, дублирован. Состояние сохранности живописи хорошее.

На обороте холста посредине черной краской: № 20

Сюжет из Евангелия: Мф. 27:33-55; Мк. 15:21-41; Лк. 23:33-35; Ин. 19:17-18. Событие развертывается на Голгофе - месте казни Христа.

Картина поступила в ГМИИ как работа неизвестного итальянского мастера XVII века, затем приписывалась Сальватору Розе; Виппер относил ее Филиппо Наполетано (Виппер 1966). Настоящая атрибуция принадлежит автору каталога (Маркова 1992).

Не вызывает сомнений, что картина относится к неаполитанской школе. Ее стилистика пронизана маньеристическими реминисценциями, отдельные мотивы воскрешают в памяти композиции Жака Калло и Стефано делла Беллы. Одновременно в общем своем решении она близка работам Аньелло Фальконе и Доменико Гарджуло. Творчество двух этих неаполитанских живописцев в равной мере повлияло на формирование Карло Копполы, который предположительно может быть назван автором московской картины. Аналогией может служить его композиция Усекновение главы святого Януария из частного собрания в Лондоне (Civilta del Seicento a Napoli 1984, p. 232 ill.). Творчество этого художника, однако, столь мало исследовано, что предположение о его авторстве можно рассматривать лишь как гипотезу.

Происхождение: приобр. в 1950.

Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 14-15 (Анджели, Филиппо Наполетано).

Литература: Кат. ГМИИ 1957, с. 63 (Итальянский мастер XVII века. Голгофа); Сененко 1960, с. 70 (здесь и далее - д'Анджели, Филиппо Наполетано); Кат. ГМИИ 1961, С. 10; Виппер 1966, С. 102; Маркова 1992, с. 282, 283 ил. (здесь и след. - Карло Коппола ?); Кат. ГМИИ 1995, с. 170 ил.

Сайты Музея