НИМФЫ, ОБЕЗОРУЖИВАЮЩИЕ АМУРОВ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

КРЕСПИ, ДЖУЗЕППЕ МАРИЯ, прозванный СПАНЬОЛО

НИМФЫ, ОБЕЗОРУЖИВАЮЩИЕ АМУРОВ

Около 1730-го года

медь, масло

52 х 74 см

Инв.: 2690

Живопись в хорошем состоянии сохранности, под слоем слегка потемневшего загрязненного лака.

В основе сюжета - античный миф: нимфы, спутницы богини охоты Дианы, связывают крылья спящих амуров и забирают их оружие - лук и «стрелы любви».

Лазарев (Lasareff 1928/29; 1934) полагал, что московская картина является парной к композиции Амуры, играющие со спящими нимфами из Национальной галереи в Вашингтоне (инв. 172; Merriman 1980, р. 283, № 172) и отождествлял обе с упомянутыми у Дзанотти (Zanotti 1739) работами, написанными для некоего англичанина Milord Cucc. К этому предположению Лазарева присоединились Дзуккини (Zucchini 1935) и Либман (Либман 1967; Liebmann 1976). В действительности же для подобного отождествления нет оснований и потому Мерриман (Merriman 1980), а затем и Эмилиани (Emiliani 1990) справедливо поставили этот факт под сомнение. Одним из веских аргументов здесь служит то обстоятельство, что работы были исполнены в разное время и не являются парными. Картина из Вашингтона была написана в 1690-е годы, тогда как московская - около 1730-го года. Той же датировки придерживался и Ньюди (Gnudi 1935). Таким образом картина из ГМИИ свидетельствует о пробуждении у Креспи интереса к тематике, разрабатываемой им в ранний период творчества, в 1690-е годы. Отдельные мотивы композиции встречаются в работах из музеев Лейпцига, Нью-Йорка и других собраний (Merriman 1980, № 6, 168, 169).

Разрабатывая данный сюжет Креспи отдает дань своему болонскому предшественнику, Франческо Альбани, который писал сцены с изображением нимф и амуров, впервые введя эту тематику в европейскую живопись.

Происхождение: 1930 пост. из Антиквариата в Ленинграде.

Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 41 ил.; 1982 Москва. Античность. Кат., № 36; 1990 Болонья. Кат., № 96.

Литература: Zanotti 1739, II, р. 56; Crespi 1769, р. 214; Lasareff 1928/29, р. 17; Путеводитель музея 1934, с. 70; Lasareff 1934, р. 246 ill.; Gnudi 1935, p. 33; Zucchini 1935, p. 13; Кат. ГМИИ 1948, с. 41; Кат. ГМИИ 1957, с. 74; Кат. ГМИИ 1961, с. 102; Всеобщая история искусств 1963, с. 67; Crespi 1965; Виппер 1966, с. 142-143 ил.; Либман 1967, с. 14, 44, ил. 4; Merriman 1976, р. 468; Liebmann 1976, [7]; Roli 1977, [159с]; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 86; Merriman 1980, р. 283, № 170 ill.; Кат. ГМИИ 1986, с. 99, ил. 101; Альбом ГМИИ 1989а, № 138 ил.; Crespi 1990, р. 192-193, № 96 ill.; Emiliani 1990, p. 226-227, № 114 ill.; Маркова 1992, с. З10 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 133-134; Кат. ГМИИ 1995, с. 171 ил.; Guidebook 1995, р. 130; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 230, 232, 235, ил. 124; Guidebook 2000, р. 232-233, ill. 124.

Сайты Музея