КРЕСПИ, ЛУИДЖИ
ПОРТРЕТ ДЕВУШКИ С КОРЗИНОЙ ЦВЕТОВ
Холст редкий полотняного плетения, дублирован, авторские кромки обрезаны. Старые утраты авторской живописи по краям картины, особенно вверху и справа. В разных местах участки реставрационной ретуши (в начале 1970-х картину реставрировал А.Д. Корин).
В прошлом портрет относили к французской школе; в собрании Ф.Е.Вишневского считался работой неизвестного художника (высказывались предположения об авторстве Витторе Гисланди). Автор каталога, впервые познакомившийся с публикуемым портретом еще в 1970-е годы (с 1978 по 1982 картина находилась в ГМИИ на временном хранении), вначале считал его произведением Николо Кассаны, которому принадлежат портреты в Галерее Уффици и в Палатинской галерее (Палаццо Питти) во Флоренции.
Однако публикуемый портрет обнаруживает более высокий уровень исполнения и относится к иной художественной культуре. Достаточно убедительным представляется авторство болонского живописца Луиджи Креспи. Эта идея нашла поддержку со стороны М. Грегори (в письме от 25 марта 2002 года).
Сын и биограф Джузеппе Марии Креспи, Луиджи обладал блестящим талантом художника, который особенно ярко проявился в искусстве портрета. Некоторые из произведений, созданных им в этом жанре, не уступают работам отца и даже публиковались под его именем. Это относится к Портрету дамы из дома Барджеллини (х., м. 85 х 65; Музей Давия Барджеллини, Болонья; Crespi 1990, р. 250, № 126), в котором авторство Луиджи Креспи впервые распознал Лазарев (Lasareff 1928/29, р. 99). Он может служить в качестве одной из наиболее близких аналогией к публикуемой картине, что подтверждается повтором некоторых приемов создания образа и манеры исполнения отдельных деталей: тип женского лица, поворот головы, внимательный взгляд, устремленный на зрителя, жест руки, цветы. Эти приемы можно увидеть и в написанных Креспи мужских портретах - Портрете архитектора (х., м. 93 х 75; Национальная пинакотека, Болонья; Crespi 1990, р. 244-245, № 123) и Портрете музыканта (х., м. 86 х 65; Государственная галерея Штутгарта; ibid., р. 246-247, № 124), исполненных к тому же на холстах овальной формы.
Все приведенные выше картины не имеют подписи мастера и не датированы. Исключение составляет находящийся в Государственных музеях Берлина Портрет Элизабетты Челлези, на обороте которого имеется старая, XVIII века, надпись с указанием имени изображенной и дата 1732 (х., м. 122 х 82,8; Gemaldegalerie 1996, Kat. № 55.5, S. 36, Abb. 2529).
По поводу датировки публикуемого портрета можно предположить, что он был написан не ранее середины 1750-х годов, когда Луиджи Креспи вернулся из продолжительной поездки в Венецию, Вену и Дрезден, обогащенный знакомством с портретным искусством других европейских школ. Полученный им опыт и, в частности, знакомство с работами французских портретистов, получил своеобразное преломление в общем решении московской картины.
Происхождение: собр. Величко, Москва; на рубеже 1950—1960-х перешла в собр. Ф.Е.Вишневского, Москва, затем у его наследников; 2002 приобр. из частного собрания, Москва.