ДАНДИНИ, ПЬЕТРО (ПЬЕР)
ПИР ВАЛТАСАРА
Подпись слева на столбе: Petrus Dandinius ciuis.
Холст крупнозернистый полотняного плетения, дублирован. По всей поверхности, особенно по краям, потертости красочного слоя и старые осыпи, частично заретушированные без подведения фунта. На обороте холста бумажная наклейка: из коллекций художника Ф.Я.Борвенкова.
Сюжет из Ветхого Завета: Дан. 5:1-6. Во время осады Вавилона на нечестивом пиру царя Валтасара (VI в. до н. э.) таинственная рука начертала на стене роковые слова, которые пророк Даниил истолковал как предзнаменование падения Вавилонского царства и гибель царя. В ту же самую ночь город захватили персы и Валтасар был убит.
В христианском искусстве Валтасар олицетворяет тип Антихриста, столпа язычества. Композиции с изображением пира Валтасара приобрели особую популярность в живописи барокко (Pigler 1974, I, S. 213ff.).
Картина из ГМИИ, подписанная полным именем художника, представляет собой первоклассный образец станковой живописи Пьетро Дандини, который много работал и как монументалист, в частности, сотрудничая с Пьетро да Кортоной в период работы последнего над росписями Палаццо Питти во Флоренции. В московском полотне, относящемся к периоду творческой зрелости Дандини, в полной мере проявилось своеобразие его искусства, импровизационного по сути и неизменно окрашенного оттенком иронии и гротеска. Художник здесь с блеском демонстрирует свое композиционное мастерство и неповторимо индивидуальную манеру письма открытым и подвижным мазком, которая позволила ему достичь поражавшей современников быстроты работы.
Происхождение: 1930 пост. из собр. М.Б.Бенедиктова, Москва (в обмен на картину Мадонна с Младенцем венецианского художника XIV века, полученную музеем в 1909 в дар от М.С.Щекина; инв. ГМИИ 38).
Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 28 ил.; 1997 Токио-Тендо-Оказаки-Акита. Кат., №17.
Литература: Путеводитель ГМИИ 1980, с. 95; Кат. ГМИИ 1986, с. 64-65; Маркова 1992, с. 226 ил.; Markova 1994, р. 41-42, fig. 13; Кат. ГМИИ 1995, с. 150 ил.; Bellesi 1997, р. 64.