ЛЮБОВЬ И ПОРОКИ ОБЕЗОРУЖИВАЮТ ПРАВОСУДИЕ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ДЕ МАТТЕИС, ПАОЛО (?)

ЛЮБОВЬ И ПОРОКИ ОБЕЗОРУЖИВАЮТ ПРАВОСУДИЕ

1720

холст, масло

231 x 285

Инв.: 151

Холст редкий полотняного плетения, дублирован.

Сюжет, подробно описанный в Иконо­логии Чезаре Рипы (Riра 1984, р. 197-198), часто встречается в итальянской живописи эпохи барокко, когда широ­ко распространилось увлечение алле­гориями (Pigler 1974, II, S. 487). Женская фигура в белом одеянии, сидящая вер­хом на страусе в центре композиции, персонифицирует Правосудие, одним из атрибутов которого, согласно ста­рым иконографическим источникам (Hieroglyphica 1602, р. 250), служит изо­бражение мертвого страуса. Справа - Амур со стрелой в руке, слева - старец, олицетворяющий пороки.

В XVIII веке в собрании Гоцковского считалась работой Луки Джордано (Gotzkowsky 1766); затем Штелин в списке того же собрания указывает ее как работу Дипенбека под названием Аллегорическая картина. Любовь, по­беждающая Порок (Штелин 1990). В Эрмитаже, в Румянцевском музее, а затем и в ГМИИ было безоговорочно при­нято авторство Луки Джордано. Настоя­щая атрибуция принадлежит автору ка­талога (Markova 1991).

Композиционная идея восходит к работам Луки Джордано, и, возмож­но, образцом для полотна из собрания ГМИИ послужила композиция этого художника из Музея изобразительных искусств в Будапеште (инв. 4229), с ко­торой связана картина, хранящаяся в одном из частных собраний (Mar­kova 1991). В этом произведении, на­писанном, по всей видимости, Де Маттеисом, повторены отдельные мотивы московской композиции, однако уро­вень исполнения значительно ниже; копией с нее следует считать полотно из собрания графа Харраха в замке Рорау (ibid.).

В колорите московской картины и манере ее исполнения заметно влияние Пьетро да Кортоны, с творчеством ко­торого Де Маттеис соприкоснулся че­рез Луку Джордано в период пребыва­ния во Флоренции. Среди аналогий можно привести композиции Де Маттеиса Аллегория мира (Музей земли Рейнланд-Пфальц, Майнц) и Благовещение 1712 года (Сент-Луисский художествен­ный музей; Ferrari 1979, fig. 22-26). Не исключено, однако, что картина из ГМИИ была частично исполнена самим Джордано. Во всяком случае, следует признать, что работам Де Маттеиса, как правило, недостает мощи и живописно­го мастерства, заключенных в москов­ском полотне.

В Штеделевском художественном ин­ституте во Франкфурте-на-Майне нахо­дится близкая композиция на сходную тему - Мудрость, борющаяся с порока­ми, датированная 1664 годом и припи­сываемая Джордано (Swarzenski 1922/ 23, р. 18).

В каталогах Румянцевского музея 1901-1910 годов приводятся ошибочные сведения о происхождении рабо­ты: «Картина эта вывезена из Англии герцогинею Кингстен и уступлена ею кн. Потемкину. Впоследствии она стала собственностью цесаревича Кон­стантина Павловича, который затем подарил ее генералу Алексею Ивано­вичу Корсакову, владельцу замечатель­ной в то время, картинной галереи» (галерея была распродана в 1821 го­ду). Возможно, эти сведения относятся к близкой по композиции картине, ко­торая в XIX веке находилась в собра­нии Мосолова (Cat. Mossoloff 1856, p. 6-7; указана как работа Джордано Аллегорический сюжет. Мудрость обезоруживает Невежество).

Происхождение: 1763 приобр. у И.Э. Гоцковского (Берлин) для Эрми­тажа; 1862 передана в РМ; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Кат. Эрмитажа 1773, № 222 (здесь и далее - Джорда­но?); Кат. Эрмитажа 1797, № 2475; Опись Эрмитажа 1859, № 5727.

Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 28-29 ил. (Джордано).

Литература: Gotzkowsky 1766, р. 7 № 1; Cat. Ermitage 1774, p. 222 (здесь и далее, включая Кат. ГМИИ 1986 - Лука Джор­дано); Livret 1838, р. 285; Кат. РМ 1862, с. 20; Андреев 1863, II, с. 143; Кат. РМ 1865, с. 20; Guide dans la galerie 1872, p. 42, 184; Путеводитель РМ 1887, с. 79, № 452; Кат. РМ 1901, с. 39, № 467; Илл. кат. РМ 1901, с. 12, № 383, табл. 18; Кат. РМ 1903, с. 50, № 474; Русские портреты 1907, III, вып. ГУ, № 139; Кат. РМ 1908, с. 88-89, № 783; Кат. РМ 1909, с. 88, № 788; Кат. РМ 1910, с. 88, № 788; Кат. РМ 1912, с. 92, № 12; Успенский 1913, I, 2, с. XLIX, № 236 (Любовь, которую по­рок осиливает Деценбека); Кат. РМ 1915, с. 22, 214, № 8; Путеводитель ГМИИ 1938, с. 109; Кат. ГМИИ 1948, с. 27; Кат. ГМИИ 1961, с. 73-74; Griseri  196la, p. 436 п.25 (как Аллегория мудрости из собр. РМ); Путеводитель ГМИИ 1964, с. 107; Виппер 1966, с. 130; Ferrari, Scavizzi 1966, II, p. 357; Кат. ГМИИ 1986, с. 71; Штелин 1990, II, с. 95 (Дипенбек. Аллегорическая картина. Любовь, побеждающая Порок); Markova 1991, р. 142-143, fig. 75 (Паоло Де Маттеис); Маркова 1992, с. 294-295 ил. (Лука Джордано); Кат. ГМИИ 1995, с. 150-151 ил. (Паоло Де Маттеис).

Сайты Музея