ДЕЛЛА ВЕККЬЯ, ПЬЕТРО
СЦЕНА ГАДАНИЯ
Холст редкий крупнозернистый полотняного плетения, дублирован.
Реставрация: 1987 (ГМИИ, Г.Г.Карлсен) удаление слоя потемневшего загрязненного лака.
Считалась работой неизвестного мастера; принадлежность картины Пьетро Веккья установлена автором каталога в момент приобретения ее в музей. Сюжет картины остается не вполне ясным, и возможно, в жанровой композиции скрыт определенный аллегорический смысл.
Изображенные в картине характерные типы часто встречаются в разных работах художника. Так, фигуру мужчины в белой чалме (в центре) можно видеть в композиции Распятие из собрания Фонда Чини в Венеции (Aikema 1984, ill. 12), где она изображена в полный рост. В то же время сам принцип композиционного решения московской картины не получил широкого развития в творчестве венецианского мастера. В качестве аналогии можно сослаться лишь на полотно Сократ с учениками (Aikema 1990, ill. 113).
Несмотря на присущую творчеству художника гротесковую окраску, подобные произведения восходят к традициям живописи XVI века, к Джорджоне и Тициану, чьи работы Пьетро Делла Веккья нередко имитировал, зарабатывая этим на жизнь в ранние годы. Особое внимание в московской картине привлекает мастерски исполненный натюрмортный мотив - лежащие на столе черные с красными гребнями петухи, связанные за ноги. Подобные детали редко встречаются в работах художника. Этот мотив может служить указанием на то, что изображенная сцена связана с гаданием или черной магией.
В живописной манере, характеризующейся выразительностью фактуры, заметно влияние работавшего в Венеции Бернардо Строцци. Исходя из этого, картину следует датировать не ранее 1650-х годов.
Происхождение: 1983 приобр. у В.Л.Меньшикова, Москва.
Выставки: 1987 Москва. Кат. 1989, с. 68, № 409 (здесь и след. - Жанровая сцена); 1997 Токио-Тендо-Оказаки-Акита. Кат., № 28.
Литература: Маркова 1992, с. 261 ил. (здесь и след. - Жанровая сцена); Кат. ГМИИ 1995, с. 181 ил.