ИОАНН ЕВАНГЕЛИСТ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ДОЛЬЧИ, КАРЛО

ИОАНН ЕВАНГЕЛИСТ

1647

холст (перевод с дерева), масло

40 х 29 см

Инв.: 7

Холст плотный полотняного плетения, дублирован. Сохранность живописи в целом хорошая. Отдельные небольшие участки реставрационной ретуши (длинный мазок на изображении кончика пера - реставрационное дополнение, сделанное В.Н.Яковлевым). На оборотной стороне картины до перенесения ее с дерева на холст имелась старая надпись: Di mano di Carlo Dolci gco d. 9 Giugo 1647.

На подрамнике карандашом: Кат. 1639 (номер по каталогам Эрмитажа).

Реставрация: 1932 (ГМИИ, В.Н.Яковлев) - реставрационные работы проводились после возвращения в музей картины, похищенной в 1927 году.

Иоанн Евангелист, или Иоанн Богослов апостол - один из двенадцати избранных учеников Христа, автор четвертого Евангелия, трех Посланий и Откровения, изображен со своим традиционным символом - орлом (Leg. Aur. IX).

Авторство Дольчи сомнению не подвергалось. В изданиях, относящихся к Голицынскому музею, работа фигурирует как написанная на дереве; по всей видимости перевод живописи на холст был осуществлен в период, когда работа уже находилась в Эрмитаже.

Картина входила в серию из четырех небольших композиций с изображением апостолов, выполненную Дольчи в 1640-х годах во Флоренции для Франческо или Джованни Куаратези (Baldassari 1995). Три другие работы той же серии - Святой Петр, Святой Матфей и Святой Иаков младший - находятся сегодня в частных собраниях; написанные на дереве, они совпадают размерами с московской картиной. В 1767 году вместе с другими работами серии московская картина экспонировалась на выставке во дворике Сантиссима Аннунциата (Borroni Salvadori 1974).

На оборотах изображений апостолов Петра и Матфея имеются надписи, аналогичные той, что была на картине из ГМИИ до ее перевода на холст (Святой Петр: Di mano di Carlo di Andrea Dolci Anno 1643; Святой Матфей: Opera di Carlo Dolci 1643. S. Matt.). Различие в датах может указывать на продолжительность выполнения заказа, возможно, прерванного по каким-то причинам, но может объясняться и ошибкой в прочтении последней цифры на обороте московской картины, что сегодня установить уже невозможно. Изображения Петра и Иакова младшего на оборотной стороне доски дополнены сохранившимся гербом семьи Куаратези, подтверждающим историю заказа.

Небольшая, превосходно написанная работа из собрания ГМИИ дает представление о сравнительно раннем периоде творчества Карло Дольчи, одного из ведущих флорентийских художников XVII века. По манере письма и колориту она близка произведениям Якопо Виньяли, его учителя.

Образ Иоанна Евангелиста неоднократно привлекал внимание Дольчи, особенно в ранний период. Наиболее близко московской картине октагональное полотно из Государственных музеев Берлина (инв. 423; х., м. 115,2 х 93,7; Gemaldegalerie 1996, S. 41, 587, Abb. 2537), датируемое 1635-1640 годами (Baldassari 1995, № 29). Существуют и другие варианты этой композиции, среди которых особой известностью пользуется небольшая картина на меди из Музея Ринглинг в Сарасоте, Флорида (х., м. 25,9 х 20,6), датируемая около 1635-1640 годов (ibid., № 74). В поздний период та же тема решалась художником в ином стилистическом ключе, примером чего могут служить написанные в 1671 году две композиции из Галереи Палатина (Палаццо Питти) во Флоренции (ibid., № 128, 129).

Происхождение: исполнена по заказу Джованни или Франческо Куаратези во Флоренции; 1767 собр. семьи Куаратези (возможно, до начала XIX века); 1821 собр. А.С.Власова, Москва; собр. князей Голицыных, Москва; 1886 из Голицынского музея (Москва) приобр. для Эрмитажа; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Опись Сомова 1886, № 35; Опись Эрмитажа 1859, № 6935 (внесена после 1886).

Выставки: 1961 Москва. Кат, с. 31; 1997 Токио-Тендо-Оказаки-Акита. Кат., № 15.

Литература: Cat. Vlassoff 1826, p. 1, № 2 (здесь и далее - Карло Дольчи); Аукцион Власова 1830, с. 72, № 2; Андреев 1862, I, с. 196; 1863, II, с. 118; Голицынский музей 1866, с. 6, № 35; Голицынский музей 1869, с, 5, № 35; Голицынский музей 1882, с. 5, № 35; Сомов 1886, стлб. 684; Кат. Эрмитажа 1889, с. 63, № 1639 (номер сохр. в кат. Эрмитажа до 1916 включит.); Кат. Эрмитажа 1892, с. 48; Кат. Эрмитажа 1895, с. 48; Неустроев 1898, с. 88; Кат. Эрмитажа с. 89; Альбом Эрмитажа, 1912, с. 72 ил.; Busse in Thieme-Becker IX, S. 385; Borroni Salvadori 1974, p. 81; Cantelli 1983, p. 73; Кат. ГМИИ 1986, с. 76; Маркова 1992, с. 221 ил.; Markova 1994, p. 39-40, fig. 9 (ошибочно - как Иоанн Креститель), Кат. ГМИИ 1995, с. 157 ил.; Baldassari 1995, р. 72, 75, № 39, fig. 39.

Сайты Музея