ЭМПОЛИ, ЯКОПО ДА (ЯКОПО КИМЕНТИ)
НАТЮРМОРТ
Холст крупнозернистый полотняного плетения, дублирован. Верхний красочный слой местами потерт и утрачен, отчасти в результате предшествующих реставраций. По всей поверхности крупносетчатый кракелюр.
Реставрация: 2002 (ГМИИ, Е.Ч. Боциева) - уложен кракелюр, удален слой неравномерно потемневшего загрязненного лака; на участках наиболее заметных утрат проведено живописное восстановление.
Поступила как произведение неизвестного голландского мастера XVII века. Лазарев (устно) определил как работу флорентийской школы XVIII века. Авторство Якопо да Эмполи было установлено Малицкой (Малицкая 1960). Сегодня уже известна достаточно обширная группа натюрмортных композиций Эмполи, среди которых насчитывается несколько подписных и датированных. Особенно близка московской картине одна из двух парных работ, находящихся в коллекции Молинари Праделли в Марано ди Кастеназо (Болонья), почти совпадающая с ней размерами (х., м. 77 х 115,5; Porzio, Zeri 1989, ill. 610), но снабженная подписью и датой: addi 22 di luglio 1625 Jacopo da... Отдельные мотивы и запечатленные в этой картине предметы повторены в полотне из московского собрания, которое обычно приводится в литературе как реплика натюрморта из собрания Молинари Праделли. Картина из ГМИИ является абсолютно самостоятельным произведением, а повтор предметов в работах мастеров натюрмортного жанра - явление обычное. По сравнению с полотном Молинари Праделли публикуемый натюрморт выдержан в более светлой и холодноватой гамме.
Известно еще несколько произведений художника, помеченных подписью и датой. Среди них два близких по композиции натюрморта из Галереи Уффици во Флоренции, датированные 1621 и 1624 годами (Porzio, Zeri 1989, ill. 634, 635) и натюрморт из частного собрания во Флоренции, на котором стоит дата - 1626 (Porzio, Zeri 1989, ill. 637).
Таким образом все известные датированные натюрморты Эмполи относятся к 1620-м годам, что позволяет связать интерес художника к этому жанру с поздним периодом его творчества. По своему типу натюрморты флорентийского мастера восходят к традициям конца XVI века. Их истоки можно обнаружить в «лавках» Бартоломео Пассаротти и Винченцо Кампи, а в характере композиционного построения и в расположении предметов заметно соприкосновение с испанскими «бодегонес» от Когана до Лоарте.
По всей видимости, публикуемая композиция была написана около 1625 года.
Происхождение: 1924 пост. из 5-го Пролетарского (Рогожско-Симоновского) музея, Москва.
Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 67 ил.; 1983 Дрезден. Кат., № 52; 1984 Ленинград-Москва. Кат., № 122.
Литература: Малицкая 1960, с. 200-210 ил.; Кат. ГМИИ 1961, с. 196; De Logu 1962, p. 180; Maggi 1962, p. 13, n.5; Natura morta italiana 1964, p. 76, № 159; Bianchini 1980, p. 143; Raccolta Molinari Pradelli 1984, p. 48, № 7a, b; Grillo, Godi 1984, p. 548, 552; Кат. ГМИИ 1986, с. 191; Seicento fiorentino 1986-1987, p. 134, № 1, 33; Marabottini 1988, p. 129, 130, 260, 261, № 111 ill.; Porzio, Zeri 1989, p. 532; Альбом ГМИИ 1989а, № 136 ил.; Маркова 1992, с. 213 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 212 ил.; Barocco italiano 1995, р. 38; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 176-177, ил. 85; Свидерская 1999, с. 51; Guidebook 2000, р. 178-179, ill. 88.