ФЕРРАРИ, ЛУКА, прозванный ЛУКА ДА РЕДЖО
СЕМИРАМИДА УЗНАЕТ О ВОССТАНИИ В ВАВИЛОНЕ
Подпись и дата слева внизу на листе бумаги: Luca da Reggio F.t 1652 Холст саржевого плетения, дублирован; сшивной: вдоль нижнего края полоса надставки шириной 31 см. Живопись под слоем неравномерно потемневшего загрязненного лака с подтеками; на листе письма - две утраты красочного слоя с участками пожелтевшего лака. На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 1862 (тот же номер повторен еще раз не трафаретом)
Сюжет: Валерий Максим, IX, 3. Представлен эпизод, когда ассирийской царице Семирамиде принесли весть о восстании в Вавилоне. Не закончив туалета, с полураспущенными волосами Семирамида поспешила во главе войска в город и сначала восстановила спокойствие, а затем уже привела в порядок свою прическу (Pigler 1974, II, S. 332, 341, 567).
Авторство Луки Феррари сомнению не подвергалось. Что же касается сюжета, то в Описи Эрмитажа 1859 года он определялся верно, в то время как в ГМИИ картина одно время публиковалась как Смерть Софонисбы; дата на картине ошибочно читалась как 1632.
Большая часть известных в настоящее время датированных работ Луки Феррари относится в основном к 1640-1650-м годам. Исключение составляет композиция Заступничество Святого Доминика во время чумы 1630 года из Палаццо Папафава деи Каррарези в Падуе, относящаяся к 1635 году. Московская картина, помеченная 1652-м, - одно из поздних произведений мастера, типичное для последних лет его пребывания в Падуе. По уровню исполнения и зрелости общего замысла она может быть отнесена к наиболее значительным работам Луки Феррари.
Среди аналогий, на которые указывает Пирондини, - парные композиции из Палаццо Пизани Моретта в Венеции (Pirondini 1999, р. 198-199, № 96, 97), где встречается тот же тип лиц и аналогичный характер организации сцены.
Антонову (Antonov 1980) удалось уточнить историю приобретения картины для Императорских собраний: была в числе тридцати семи произведений, привезенных в Россию в 1767 году банкиром Паоло Маруцци и приобретенных у него Екатериной II. Поскольку картина рано была передана в Гатчину, ее упоминание в каталогах Эрмитажа отсутствует.
Происхождение: 1767 приобр. Екатериной II у банкира Паоло Маруцци; 1772 предположительно передана в Гатчину для украшения дворца; 1923 из Гатчинского дворца перешла в Эрмитаж; с 1924 в ГМИИ.
Архивные материалы: Опись Эрмитажа 1859, № 1862.
Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 63-64 ил.
Литература: Кат. ГМИИ 1961, с. 186 (Смерть Софонисбы; наличие подписи не указано); Antonov 1980, р. 222, № 26; Markova 1982, р. 15, 16, 24, 25, fig. 30; Кат. ГМИИ 1986, с. 178; Ferretti 1988/89, р. 61, 65 п.35; Маркова 1992, с. 202-203 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 208-209 ил.; Ceschi Lavagetto 1996, p. 228: Pirondini 1999, p. 182, № 88 ill.