ФЕТТИ, ДОМЕНИКО
ДАВИД С ГОЛОВОЙ ГОЛИАФА
Холст крупнозернистый полотняного плетения, дублирован. Изменившиеся в тоне участки реставрационной ретуши. По всей поверхности жесткий кракелюр. Неравномерный слой потемневшего загрязненного лака; во время одной из проведенных в прошлом реставраций на изображении лица слой лака был утоньшен, тогда как на остальной поверхности, в частности, на изображении руки, лак практически не был удален. На лицевой стороне справа номер по Каталогу Эрмитажа 1797 года: 51. На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2463; На подрамнике: номер ГЭ-161; две сургучные печати - Павла I и в овальном оттиске неопознанный герб: щит, корона и две ветви.
Сюжет из Ветхого Завета: 1-я Цар. 17:12-58. Во время войны израильтян с филистимлянами юный пастух Давид победил великана Голиафа. Давид сразил его камнем, пущенным из пращи и обезглавил; таким образом он обеспечил победу израильтянам (Pigler 1974, I, S. 135f, 138f, 140ff.).
Авторство Фетти, не вызывающее сомнений с точки зрения манеры и качества исполнения картины, подтверждается также надписью на гравюре XVIII века, выполненной Жаком Шеро Младшим. В Эрмитаже картина одно время называлась Портретам Юдифи.
Фетти принадлежат пять композиций с изображением Давида. В первой версии (Академия художеств, Нюрнберг, инв. G.V.S.249), где герой изображен почти мальчиком, заметно влияние Лодовико Чиголи. В композиции из Галереи Академии в Венеции (инв. 669), по сравнению с картиной из ГМИИ, фигура повернута в другую сторону, однако сходство заметно в лице и в жесте руки, сжимающей меч. Наиболее близким представляется вариант из Дрезденской картинной галереи, где Давид показан сидящим в полный рост и по-иному одетый, однако наклон фигуры, тип лица и жест руки практически совпадают. Еще Марангони (Marangoni 1922/23) обратил внимание на «портретность» московского полотна. По всей видимости, в образе Давида представлен портрет мантуанского придворного.
Принцип композиционного построения сближает московскую картину с группой крупнофигурных полотен Фетти (к которым, в частности, относится Меланхолия из Лувра), написанных между 1616-1620 годами, в период работы художника в Мантуе. Паллуккини (Pallucchini 1981), отмечая особую интимность образа, предполагал более позднюю датировку московской картины - после 1620 года. Сафарик (Fetti 1996) высказал мнение, что московская и дрезденская композиции предшествовали полотну из Галереи Академии в Венеции, которую он относит к 1617— 1619 годам.
Копия, приписываемая французскому художнику Алексису Гриму (1678-1733) без ссылки на находящийся в ГМИИ оригинал (Gabillot 1911, р. 320, 321 ill.), хранится в Музее изящных искусств Безансона. Уменьшенная копия, предположительно XVII века, из собрания банка Credito Bergamasco в Милане была опубликована как оригинал Доменико Фетти и также без ссылки на московскую композицию (х., м. 87,2 х 68; Tesori d'Arte 1995, p. 73, № 123).
Композиция московской картины повторена в зеркальном повороте в рисунке из Гравюрного кабинета Государственных музеев Берлина. Старая надпись на обороте листа приписывает его Рудольфу Пфальцскому (1619-1682), однако по стилю он не похож на работы последнего (Воск 1921, S. 265, инв. 10200).
Картина из собрания ГМИИ гравирована как работа Фетти в XVIII веке Жаком Шеро Младшим (Jacques Chereau le Jeune; 1688-1776) в изданиях Recueil 1729, 1742, 1763 годов.
Происхождение: предположительно происходит из Галереи Гонзага в Мантуе; затем - в Галерее английского короля Карла I Стюарта, Хэмптон-Корт, откуда была продана в 1641 году; перевезена во Францию, где вначале принадлежала аббату Лемуану, доктору Сорбонны, в Париже, а затем - Пьеру Кроза (Париж); 1772 приобр. для Эрмитажа; с 1930 в ГМИИ.
Архивные материалы: Tronchin 1772, № 23; Кат. Эрмитажа 1773, № 846 (здесь и далее - Доменико Фетти); Кат. Эрмитажа 1797, № 51; Опись Эрмитажа 1859, № 2463; Липгарт 1928, л. 200, № 231.
Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 64-65 ил.
Литература: Recueil 1729 (здесь и далее - Фетти); Recueil 1742, р. 39, № 105; Cat. Crozat 1755, p. 26-27; Recueil 1763, II, p. 8, № CV (воспр.; гравюра); Cat. Ermitage 1774, p. 73, № 846; Notices sur les tableaux 1828, p. 93 (Портрет Юдифи); Сомов 1859, с. 32; Lacroix 1861, p. 256; Кат. Эрмитажа 1863, с. 59, № 231 (номер сохр. в кат. Эрмитажа по 1916 включит.); Cat. Ermitage 1863, р. 50; Waagen 1864, S. 85, № 235; Кат. Эрмитажа 1869, с. 83; Waagen 1870, S. 85; Кат. Эрмитажа 1885, с. 83; Кат. Эрмитажа 1889, с. 173; Кат. Эрмитажа 1892, с. 131; Кат. Эрмитажа 1895, с. 129-130; Неустроев 1898, с. 92; Кат. Эрмитажа 1899, с. 136; Кат. Эрмитажа 1901, с. 141; Кат. Эрмитажа 1907, с. 23; Бенуа 1908, с. 98; Wrangell 1909, р. 32; Кат. Эрмитажа 1909, с. 53; Кат. Эрмитажа 1912, с. 197; Альбом Эрмитажа 1912, с. 264 ил.; Кат. Эрмитажа 1916, с. 23; Конради 1917, с. 45; Colasanti 1921/22, р. 26; Weiner 1923, р. 65 ill., 319; Oldenbourg 1921b, S. 13, Abb. XIII; Marangoni 1922/23, p. 708 ill., 784; Benesch 1926, p. 259; Лазарев 1930, с. 20; Путеводитель музея 1934, с. 67-68; Путеводитель ГМИИ 1938, с. 110; Steinbart 1940, S. 184 (относит к венецианскому периоду); Кат. ГМИИ 1948, с. 80, ил. 9; Кат. ГМИИ 1957, с. 141; Кат. ГМИИ 1961, с. 186-187; Либман 1962, с. 20, 22 ил. (фрагмент); Perina 1965, р. 460; Виппер 1966, с. 66 ил., 72; Donzelli, Pilo 1967, p. 175; Lehmann 1967, p. 210, № 73; Stuffmann 1968, p. 67, № 86; Демская 1979, с. 101; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 78-79 ил.; Pallucchini 1981, I, p. 137; II, fig. 386 (ошибочно - как находящаяся в Эрмитаже); Wildenstein 1982, р. 26; Кат. ГМИИ 1986, с. 178, ил. 88; Safarik 1990, р. 13, 41, 43-44, 340, № 6 ill.; Маркова 1992, с. 229 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 131; Кат. ГМИИ 1995, с. 209 ил.; Guidebook 1995, р. 128; Fetti 1996, р. 119, 122, 123 ill.; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 224; Свидерская 1999, с. 98; Guidebook 2000, р. 224, 226.