АПОЛЛОН И МАРСИЙ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ДЖОРДАНО, ЛУКА, прозванный ФА ПРЕСТО

АПОЛЛОН И МАРСИЙ

Середина 1660-х

холст, масло

194 х 152 см

Инв.: 213

Холст редкий крупнозернистый полотняного плетения, дублирован. Живопись под слоем потемневшего загрязненного лака.

Сюжет: Овидий. Метам., 6, 382-400; Фасты 6, 703-708; Филострат Младший. Картины, 2.

Марсий, сатир из свиты Диониса, превосходно играл на флейте. Инструмент этот изобрела Афина, но выбросила его и прокляла из-за того, что при игре на нем ее лицо искажалось гримасой. Нашедший флейту Марсий стал невольной жертвой проклятия. Научившись прекрасно играть на флейте, Марсий возгордился настолько, что вступил в состязание с Аполлоном. Победителю, которым стал игравший на лире Аполлон, предоставлялось право избрать наказание для побежденного. Он привязал Марсия к сосне и с живого содрал кожу.

Тема состязания Аполлона и Марсия появляется в живописи XVI века. Искусство барокко чаще привлекал жестокий аспект сюжета - изображение самой сцены казни (Pigler 1974, II, S. 31ff.).

В собрании Юсупова, куда картина поступила еще до 1815 года, она вначале значилась под именем Луки Джордано, затем, в Описи 1831 года (возможно, ошибочно), была названа работой Сюблейра, а в Опись картин Дворца-музея Юсупова 1924 года включена под именем Риберы. В собрание ГМИИ поступила как произведение Луки Джордано.

Вариант композиции находится в Музее Бардини во Флоренции (Riccoboni 1951, p. 263). Сцены мученичества часто встречаются в творчестве Луки Джордано, особенно в ранний период, когда он опирался на традиции своего учителя Риберы. Влияние испанского мастера проявляется в художественных приемах, в характере колорита и светотени, создающих настроение мрачной напряженности. Тем не менее, несмотря на внешнее сходство с манерой Риберы, Джордано чужд присущего испанскому мастеру натурализма. В центре внимания оказывается красота пластического мотива и выразительность движений, формирующих драматургию произведения.

Картина из собрания ГМИИ не принадлежит, как долгое время полагали, раннему периоду творчества мастера. И в зрелые годы, выработав собственный художественный язык, отвечающий стилистике барокко, Джордано периодически возвращался к «темной» манере своего учителя. Характер исполнения и сама живописная фактура сближают полотно из собрания ГМИИ с композицией Опьянение Ноя из Эскориала в Испании (Ferrari, Scavizzi 1992, fig. 266), что позволяет датировать его серединой 1660-х. Эта датировка была предложена автором каталога (Markova 1991, р. 142-144) и получила поддержку в последнем издании монографии Феррари и Скавицци (Ferrari, Scavizzi 1992).

Происхождение: до 1815 пост. в собр. князя Н.Б.Юсупова; в его московском дворце; 1837 перевезена в усадьбу Архангельское; после 1854 в Петербурге (Юсуповский дворец на Мойке); 1919-1924 Дворец-музей Юсуповых, Петроград; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Опись 1815, л. 1 Зоб., № 64 (С сатира сдирают кожу -Лука Джордано); Galerie de Moscou 1827, p. 101, № 1, Малая столовая; Опись Юсупова 1831, л. 2об., № 30, Большая столовая (Аполлон сдирает кожу с Сатира - Сюблейрас); Опись Юсупова 1837, II, л. 1, № 30, в Зале Теполовой; Опись Юсупова 1850 (Арх.), л. 4, № 30, в Зале Теполовой; Опись Юсуповых 1854, л. Зоб., № 30, в Зале Теполовой; Опись картин Юсупова 1924, л. 24об., № 559 (Рибейра); Список 1924-1925, л. 45об., № 9 (Лука Джордано).

Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 29; 2001-2002 Москва-Петербург. Кат., с. 135-136, №12.

Литература: Кат. Юсуповской галереи 1920, с. 12, № 219 (здесь и далее - Лука Джордано); Романов 1926, с. 2; Путеводитель музея 1934, с. 66; Путеводитель ГМИИ 1938, с. 109; Кат. ГМИИ 1948, с. 27; Кат. ГМИИ 1957, с. 51; Кат. ГМИИ 1961, с. 73; Либман 1962, с. 20-22; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 107; Виппер 1966, с. 130; Ferrari, Scavizzi 1966, П, р. 358; Кат. ГМИИ 1986, с. 71; Markova 1991, р. 142, 144, tav. XV; Маркова 1992, с. 294 ил.; Ferrari, Scavizzi 1992, p. 282, № А196; Кат. ГМИИ 1995, с. 152-153 ил.; Свидерская 1999, с. 107.

Сайты Музея