ДЖОРДАНО, ЛУКА, прозванный ФА ПРЕСТО
СУСАННА ПЕРЕД СУДЬЯМИ
Подпись мелкими буквами на свитке в руке судьи: Luca Giordan. Холст, использованный для перевода, плотный полотняного плетения. Живопись под слоем потемневшего загрязненного лака.
На обороте холста справа внизу полустертая надпись тушью: "Перевелъ с дерева на холстъ 1856 год. Гурскiй". На подрамнике справа бумажная наклейка с надписью тушью: 3 № 522 Особ. Шуваловой; вверху бумажная наклейка с написанным тушью номером: 18.
Сюжет, повествующий о торжестве целомудрия над злодейством, изложен в приложении к Книге Даниила, известном в переводе с греческого (Дан. 13:15-25). Добродетельная Сусанна по ложному доносу двух старейшин была приговорена к смерти за прелюбодеяние. Ее спас, уличив старцев во лжи, юный пророк Даниил. В картине изображен именно этот эпизод (Pigler 1974, I, S.218ff.; II, 567).
В собрании Шуваловых приписывалась нидерландской школе XVI века с вопросом (Коноплева 1923). Поступила в ГМИИ как работа неизвестного художника нидерландской школы XVI века. Авторство Луки Джордано определил Дзери (Zeri 1976), впервые указавший на наличие в картине подписи художника.
Предположительно публикуемую картину можно отождествить с одной из двух работ, связанных с историей Сусанны и упомянутых как находившиеся в 1734 году в частных апартаментах испанской королевы в мадридском Алькасаре (Ferrari, Scavizzi 1966, II, p. 276). По манере исполнения близка композициям Джордано Христос перед Пилатом из собрания Джонсон в Филадельфийском художественном музее (инв. 249) и Се человек из Художественного музея Уолтерса в Балтиморе (инв. 37, 243; Ferrari, Scavizzi 1966, II, p. 31; III, fig. 48, 49). Все три картины почти совпадают размерами и относятся к раннему периоду творчества художника, когда Джордано подражал манере Дюрера и нидерландцев (De Dominici, III, 1742, p. 438, 439). Как и композиция из ГМИИ, работы из Филадельфии и Балтимора исполнены на дереве, что позволяло художнику успешнее имитировать живописную фактуру старых северных мастеров. Лука Джордано практически всегда ставил подписи на подобных произведениях, словно подчеркивая, что в его намерения не входило изготовление подделок.
Феррари и Скавицци (Ferrari, Scavizzi 1992) датировали картину из собрания ГМИИ около 1654 года.
Происхождение: 1924 пост. из Шуваловского дворца-музея, Ленинград.
Литература: Коноплева 1923, с. 38, № 84 (Неизвестный художник нидерландской ? школы XVI века. Блудница перед судом); Zeri 1976, р. 474 (здесь и далее - Лука Джордано); Маркова 1977, с. 119-120; Ferretti 1981, ill. 179; Кат. ГМИИ 1986, с. 71; Zafran 1988, р. 70; Markova 1991, р. 142, 144, fig. 79; Маркова 1992, с. 292-293 ил.; Ferrari, Scavizzi 1992, p. 257, № А42; Кат. ГМИИ 1995, с. 152-153 ил.