ЛЮБОВЬ И ПОРОКИ ОБЕЗОРУЖИВАЮТ ПРАВОСУДИЕ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ДЖОРДАНО, ЛУКА, прозванный ФА ПРЕСТО

ЛЮБОВЬ И ПОРОКИ ОБЕЗОРУЖИВАЮТ ПРАВОСУДИЕ

Вторая половина XVII века

холст, масло

231 x 285 см

Инв.: 151

Холст редкий полотняного плетения, дублирован.

Сюжет, подробно описанный в Иконологии Чезаре Рипы (Riра 1984, р. 197-198), часто встречается в итальянской живописи эпохи барокко, когда широко распространилось увлечение разного рода аллегориями (Pigler 1974, II, S. 487). Женская фигура в белом одеянии, сидящая верхом на страусе в центре композиции, персонифицирует Правосудие, одним из атрибутов которого, согласно старым иконографическим источникам (Hieroglyphica 1602, р. 250), служит изображение мертвого страуса. Справа - Амур со стрелой в руке, слева - старец, олицетворяющий пороки.

Картина происходит из собрания Гоцковского, с которого берет свое начало коллекция Эрмитажа; там она считалась работой Луки Джордано (Gotzkowsky 1766); Эта атрибуция сохраняется за картиной и в Румянцевском музее, куда она была передана из Эрмитажа в 1862 году, а также в ГМИИ, где она хранится с 1924 года.

Лука Джордано неоднократно обращался к этому сюжету и среди наиболее известных вариантов назовем композицию из Музея изобразительных искусств в Будапеште. В колорите московской картины и манере ее исполнения заметно влияние Пьетро да Кортоны, с творчеством которого Лука Джордано соприкоснулся в период пребывания во Флоренции.

В собрании Штеделевского художественного института во Франкфурте-на-Майне находится близкая композиция Луки Джордано на сходную тему - Мудрость, борющаяся с пороками, датированная 1664 годом (Swarzenski 1922/ 23, р. 18). По уровню исполнения полотно ГМИИ превосходит все другие варианты и, по всей видимости, также относится к середине 1660-х годов, периоду творческого расцвета выдающегося неаполитанского мастера.

В каталогах Румянцевского музея 1901-1910 годов приводятся ошибочные сведения о происхождении работы: «Картина эта вывезена из Англии герцогинею Кингстен и уступлена ею кн. Потемкину. Впоследствии она стала собственностью цесаревича Константина Павловича, который затем подарил ее генералу Алексею Ивановичу Корсакову, владельцу замечательной в то время, картинной галереи» (галерея была распродана в 1821 году). Возможно, эти сведения относятся к близкой по композиции картине, которая в XIX веке находилась в собрании Мосолова (Cat. Mossoloff 1856, p. 6-7; указана как работа Джордано Аллегорический сюжет. Мудрость обезоруживает Невежество).

Происхождение: 1763 приобр. у И.Э.Гоцковского (Берлин) для Эрмитажа; 1862 передана в РМ; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Кат. Эрмитажа 1773, № 222 (здесь и далее - Джордано?); Кат. Эрмитажа 1797, № 2475; Опись Эрмитажа 1859, № 5727.

Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 28-29 ил. (Джордано).

Литература: Gotzkowsky 1766, р. 7 № 1; Cat. Ermitage 1774, p. 222 (здесь и далее, включая Кат. ГМИИ 1986 - Лука Джордано); Livret 1838, р. 285; Кат. РМ 1862, с. 20; Андреев 1863, II, с. 143; Кат. РМ 1865, с. 20; Guide dans la galerie 1872, p. 42, 184; Путеводитель РМ 1887, с. 79, № 452; Кат. РМ 1901, с. 39, № 467; Илл. кат. РМ 1901, с. 12, № 383, табл. 18; Кат. РМ 1903, с. 50, № 474; Русские портреты 1907, III, вып. ГУ, № 139; Кат. РМ 1908, с. 88-89, № 783; Кат. РМ 1909, с. 88, № 788; Кат. РМ 1910, с. 88, № 788; Кат. РМ 1912, с. 92, № 12; Успенский 1913, I, 2, с. XLIX, № 236 (Любовь, которую порок осиливает Деценбека); Кат. РМ 1915, с. 22, 214, № 8; Путеводитель ГМИИ 1938, с. 109; Кат. ГМИИ 1948, с. 27; Кат. ГМИИ 1961, с. 73-74; Griseri  196la, p. 436 п.25 (как Аллегория мудрости из собр. РМ); Путеводитель ГМИИ 1964, с. 107; Виппер 1966, с. 130; Ferrari, Scavizzi 1966, II, p. 357; Кат. ГМИИ 1986, с. 71; Штелин 1990, II, с. 95 (Дипенбек. Аллегорическая картина. Любовь, побеждающая Порок); Markova 1991, р. 142-143, fig. 75 (Паоло Де Маттеис); Маркова 1992, с. 294-295 ил. (Лука Джордано); Кат. ГМИИ 1995, с. 150-151 ил. (Паоло Де Маттеис).

Сайты Музея