АРХИТЕКТУРНАЯ ФАНТАЗИЯ С ДВОРИКОМ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ГВАРДИ, ФРАНЧЕСКО

АРХИТЕКТУРНАЯ ФАНТАЗИЯ С ДВОРИКОМ

Первая половина 1780-х

холст, масло

38 х 26 см

Инв.: 214

Холст плотный полотняного плетения, дублирован, кромки обрезаны. Небольшие утраты красочного слоя с участками реставрационной ретуши в разных местах, особенно на изображении неба.

Реставрация: 2002 (ГМИИ, Е.В.Москвина) - удаление потемневшего загрязненного лака и небольших реставрации онных записей.

Традиционно считается парной к инв. ГМИИ 216 (кат. №57).

Авторство Франческо Гварди не подвергалось сомнению; в отечественной литературе работа получила известность как Венецианский дворик. Предлагаемое в данном каталоге название в большей мере отвечает принятому в мировой литературе.

Обе картины принадлежат к типу небольших пейзажей-каприччо, которые характерны для творчества Франческо Гварди. В них запечатлены не столько конкретные мотивы городского пейзажа, сколько фантазии на тему венецианских видов. Нет полной уверенности в том, что они были задуманы как парные. Свои композиции Франческо создавал группами, нередко на холстах одного формата и размера, повторяя с некоторыми вариациями однажды найденные мотивы. Таким образом, эти работы легко образовывали пары или целые серии уже после их завершения, в момент продажи.

Композиция с ее замкнутым пространством не вполне типична для Гварди, предпочитавшего свободное развитие движения от переднего плана вглубь. Возможно, данный мотив был заимствован у Каналетто, в работах которого, напротив, он встречается достаточно часто.

В литературе - как в отечественной, так и в зарубежной - оба пейзажа отнесены к зрелому периоду творчества мастера. Пейзаж с венецианским двориком высоко оценил Морасси, назвав его «очень хорошим произведением зрелого периода» (...opera molto bella del periodo maturo. - Morassi 1984) ). Впервые опубликовавший картину Лазарев (Lasareff 1925) полагал, что вместе с парной (кат. № 57) она была создана в 1770-е годы, после серии венецианских празднеств, относящейся к 1760-м. Однако поскольку парную работу правильнее датировать первой половиной 1780-х, то и данную композицию следует отнести к этому же времени. Трудность датировки состоит в том, что картина из собрания ГМИИ несколько отличается от основного ряда произведений Гварди не только своими мотивом и композицией, но и характером живописного исполнения, достаточно сдержанного, лишенного динамичных контрастов красочной фактуры, участков, написанных пастозно и жидко. Именно по этой причине не представляется возможным обозначить круг близких аналогий и более точно определить ее место в творчестве мастера. С полотном из ГМИИ принято связывать два рисунка - в собрании Хорн во Флоренции и в собрании Морган в Нью-Йорке (ранее - собрания Штирлинг, Кейр и аукцион Sotheby's, 21.X.1963, № 48; Morassi 1984, I, p. 452). Опубликованный Герингом лист из Музея Хорн лишь отдаленно напоминает московскую картину (Goering 1944, S. 125). По сравнению с рисунками, в живописной композиции Гварди отказался от изображения арок на переднем плане.

Вариант картины меньшего размера находится в Галерее Леонардо Кестера в Лондоне (Morassi 1984). Лазарев в заметках на полях рецензируемой им рукописи каталога итальянской живописи в собрании ГМИИ относящихся к 1972 году, написал, что картина в прошлом находилась в собрании Джеймса Саймона в Берлине.

Происхождение: 1909-1910 приобр. Д.И.Щукиным через М.М.Савостина в Петербурге; после 1918 в Музее старой западной живописи, Москва; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Картотека собрания Щукина 1919-1920, л. 43, 45 {Площадь в Венеции).

Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 25-26; 1990-1991 Токио-Киото-Фукуи-Саппоро. Кат., № 52.

Литература: Lasareff 1925, р. 58, 62-63 ill.; Lasareff 1934a, p. 68, 71; Путеводитель ГМИИ 1938, с. 114-115 ил.; Кат. ГМИИ 1948, с. 21-22, ил. 12 (здесь и в других русск. изд. - Венецианский дворик); Byam Shaw 1951, р. 74, № 57; Альбом ГМИИ 1956, с. 11, табл. 65; Кат. ГМИИ 1957, с. 34; Кат. ГМИИ 1961, с. 48-49; Либман 1962, с. 23; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 118-119; Бернсон 1965, ил. 54; Виппер 1966, с. 249 ил., 254; Лившиц 1966, после с. 184 ил.; Никитюк 1968, с. 52-55, ил. на обложке; Morassi 1973, I, p. 452, № 766; II, fig. 699; Пятьдесят лет Картинной галерее 1974, б.п., зал № 12, ил.; Rossi Bartolatto 1974, № 437; Antonowa 1977, Taf. 20; Никитюк 1979, с. 8; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 93-94 ил.; Morassi 1984, I, p. 452, № 766; II, fig. 699; Кат. ГМИИ 1986, с. 52; Альбом ГМИИ 1989а, № 196 ил.; Маркова 1992, с. 358 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 128, 137; Кат. ГМИИ 1995, с. 144-145 ил.; Guidebook 1995, р. 133-134; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 237-238 ил. 126; Guidebook 2000, р. 240-241, ill. 130.

Сайты Музея