АРХИТЕКТУРНАЯ ФАНТАЗИЯ С РАЗРУШЕННОЙ ГОТИЧЕСКОЙ АРКОЙ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ГВАРДИ, ФРАНЧЕСКО

АРХИТЕКТУРНАЯ ФАНТАЗИЯ С РАЗРУШЕННОЙ ГОТИЧЕСКОЙ АРКОЙ

Первая половина 1780-х

холст, масло

38 х 26 см

Инв.: 216

Холст плотный полотняного плетения, дублирован, кромки обрезаны. Небольшие утраты красочного слоя с участками реставрационной ретуши в разных местах.

Парная к инв. ГМИИ 214 (кат. № 56). Картина поступила в ГМИИ под названием Каприччо, которое было изменено по предложению Лазарева; в инвентарной книге музея рукой Малицкой записано: «по определению В.Н. Лазарева изображен Вид Венеции». С тех пор в отечественной литературе она приводится под этим названием; предлагаемое в данном каталоге название в большей мере отвечает принятому в мировой литературе.

Мотив арки, полуциркульной или готической, с фонарем или без него, весьма часто встречается в пейзажных композициях Франческо Гварди, в том числе и в его многочисленных рисунках. Тот же фонарь, но в сочетании с полуциркульной и не разрушенной аркой, можно видеть на картине Каприччо с портиком и пульчинеллами из Галереи Академии Каррара в Бергамо (Morassi 1984, № 813), а разрушенную арку с фонарем - на картине в собрании Разини в Милане (Morassi 1984, № 958). Точно повторен этот мотив на полотне того же размера из частного собрания в Лугано (Morassi 1984, № 956), где композиция строится таким образом, что арка открывается несколько сбоку. Все приведенные аналогии датируются первой половиной 1780-х годов, за исключением работы из коллекции Разини, которую относят к 1777-1780. Можно предположить, что картина из собрания ГМИИ была написана в первой половине 1780-х. Морасси в своей монографии не уточняет датировки московской картины, а лишь называет ее «хорошим экземпляром зрелого периода» (buon esemplare del periodo maturo).

Происхождение: 1909-1910 приобр. Д.И. Щукиным через М.М. Савостина в Петербурге; после 1918 в Музее старой западной живописи, Москва; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Картотека собрания Щукина 1919-1920, л. 44 (Проход под аркой).

Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 26; 1965 Венеция. Кат., № 135.

Литература: Lasareff 1925, р. 58, 62 ill.; Lasareff 1934a, p. 68, 71; Путеводитель музея 1934, с. 72; Кат. ГМИИ 1948, с. 21-22; Byam Shaw 1951, р. 74; Кат. ГМИИ 1957, с. 34 ил.; Кат. ГМИИ 1961, с. 48-49 ил.; Либман 1962, с. 23; Путеводитель 1964, с. 110, 118-119; Heinemann 1965, р. 244; Zampetti 1965, р. 258, № 134; Никитюк 1968, с. 58-60, ил. 34; Morassi 1973, I, р. 487, № 960; И, fig. 856; Rossi Bartolatto 1974, № 438 bis; Никитюк 1979, с. 8; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 94; Morassi 1984, I, р. 487, № 960; И, fig. 856; Кат. ГМИИ 1986, с. 52, ил. 112; Альбом ГМИИ 1989а, № 145 ил.; Альбом ГМИИ 19896, № 197 ил.; Маркова 1992, с. 358 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 137; Кат. ГМИИ 1995, с. 144-145 ил.; Guidebook 1995, р. 133-134; Федотова 1998, с. 140; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 238; Guidebook 2000, р. 240.

Сайты Музея