ГВАРДИ, ДЖАНАНТОНИО
АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ У ТЕЛА ПЕРСИДСКОГО ЦАРЯ ДАРИЯ
Холст редкий полотняного плетения, дублирован. Горизонтальный прорыв (10 см) с реставрационными тонировками на изображении спины воина, видимого слева в глубине композиции; в левой верхней четверти полотна, слева от изображения головы старика сквозное пулевое отверстие в авторском и дублировочном холстах с заплатой. Отдельные утраты авторской живописи с участками реставрационной ретуши, особенно вдоль нижнего края картины. На рентгенограмме видно, что холст был использован повторно: под верхним красочным слоем отчетливо просматривается изображение женской головы в шляпе.
На обороте холста надпись: № 12/ Antonio Tempesta 1555-?/Ecole floren-tine se distingue par/1'imagination et le colons plus que/par la correction du dessin./ Prix 1500 fr.
На подрамнике две бумажные наклейки с текстом: № 82 Mostra dei Guardi 1965
Реставрация: 1932-1933 (ГМИИ, Д.Ф.Богословский, М.К.Юхневич, В.Н.Яковлев под руководством П.Д.Корина) - удаление желтого лака и записей, сделана живописная ретушь; 1977 (ГМИИ) - заделано пулевое отверстие; 1994-1995 (ГМИИ, А.Е.Макаров) - удаление загрязнений, уточнение старых реставрационных тонировок.
Александр Македонский (356-323 до н.э.), величайший греческий полководец, одержал ряд побед над могущественной персидской державой. В битве при Гавгамелах в 331 году до н.э. войско Дария III было разбито, царь бежал. Во время бегства он был предательски убит сатрапом Бактрии Бессом (Pigler 1974, II, S. 357).
Картина представляет свободную интерпретацию композиции генуэзского художника XVII века Джамбаттисты Ланджетти, работавшего в Венеции. Сюжет этой работы, находящейся в частном собрании в Генуе (Pallucchini 1981, р. 784), в прошлом определялся как Приам испрашивает у Ахилла тело своего сына Гектора, а теперь интерпретируется, как и московская картина Гварди - Александр у тела персидского царя Дария (Stefani Mantovanelli 1990, p. 78, ill. 107).
Согласно надписи на обороте, в XIX веке картина была продана на аукционе в Париже под именем Антонио Темпесты. В Румянцевский музей поступила как работа неизвестного итальянского художника XVII века, затем в собрании ГМИИ приписывалась Джузеппе Баццани. Сюжет одно время также определялся как Приам просит у Ахилла тело Гектора.
Впервые была опубликована Лазаревым (Lasareff 1934a) как произведение Франческо Гварди; этой атрибуции ученый продолжал придерживаться и позднее. Под именем Франческо публиковалась в работах других отечественных авторов (Виппер 1966; Никитюк 1968; 1979). Мартини (Martini 1964) впервые высказался в пользу авторства Джанантонио Гварди, и подавляющее большинство зарубежных ученых разделяют это мнение; среди них - Дзампетти (Zampetti 1965), Морасси (Morassi 1984), Педрокко и Монтекукколи дельи Эрри (Pedrocco, Montecuccoli degli Erri 1992). Исключение составляют лишь опубликованные много лет назад работы Паллуккини (Pallucchini 1965) и Росси Бартолатто (Rossi Bartolatto 1974), в которых картина из собрания ГМИИ приводилась с атрибуцией Франческо Гварди. Что касается Дзампетти (Zam petti 1965), то он не исключал возможности совместной работы над картиной обоих художников.
Современная критика единодушно связывает нашу, как и аналогичные ей фигурные композиции, с творчеством Джанантонио Гварди. Среди аналогий можно привести такие полотна, как Мадонна дель Розарио с Младенцем и святыми Антонием аббатом, Домиником, Себастъяном и Рохом, известная как Пала ди Бельведере (Архиепископская курия, Гориция), и группа работ из Виго д'Анауния (Трентино), в частности Пала Марколла, датируемая около 1740 года.
Возражавшие против авторства Джанантонио ученые в доказательство того, что художник в своих работах не достигал высокого уровня мастерства, ссылались на композицию Смерть Иосифа из Государственных музеев Берлина (инв. 1715; Gemaldegalerie 1996, S. 57, 528 Abb. 2565), на которой стоит подпись художника. Прежде она считалась ранней работой Джанантонио, а теперь ряд ученых, в том числе Педрокко (Pedrocco 1987, р. 171), оспорили подлинность подписи, исключив картину из числа его бесспорных произведений; в настоящее время она справедливо отнесена к группе повторений мастерской.
Вопрос разграничения произведений Джанантонио и Франческо Гварди уже в течение многих десятилетий является предметом споров. Начало творческой деятельности Франческо связано с работой над фигурными композициями под руководством его старшего брата Джанантонио, который в 1755 году стал членом Венецианской Академии именно как автор исторических композиций; Франческо же получил официальное признание значительно позже, лишь в 1784 году, и только как пейзажист.
Большое место в деятельности мастерской Гварди отводилось копированию произведений живописцев XVI- XVIII веков. Прямое указание на это содержится в завещании графа Джованни Бенедетто Джованелли, датированном 15 декабря 1731 года, в котором говорится о копиях с картин, выполненных братьями Гварди (Morassi 1984, I, p. 515). В числе авторов, чьи работы служили образцами в мастерской Гварди, были Веронезе, Фетти, Чиньяни, Ланджетти, Солимена, Марко Риччи. При точном следовании композиционной схеме их работы интерпретировались в свободном живописном ключе. Нередко подобные копии в мастерской Гварди выполнялись на уже использованных холстах, как это видно и в московском полотне.
Послужившее образцом при создании московской картины полотно Ланджетти было впервые опубликовано Бонци (Bonzi 1940, р. 32-33, 35); в прошлом оно находилось в собрании графа Джованелли. Это обстоятельство подтверждает тот факт, что картина из ГМИИ относится ко времени, когда мастерская Гварди поддерживала самые тесные контакты с этим известным меценатом и коллекционером. Можно даже предположить, что именно по его заказу и было написано московское полотно.
Картину из собрания ГМИИ Дзампетти считал работой Джанантонио Гварди раннего периода, Морасси датировал 1735-1740-м годом, Мартини - около 1740-го, Педрокко и Монтекукколи дельи Эрри - 1745-1750. Именно в этот период была написана группа аналогичных «фигурных» композиций по заказу графа Джованелли и фельдмаршала Шуленбурга (Zampetti 1965). Известно, что в их исполнении принимал участие и молодой еще Франческо, которому, в частности, принадлежит подписная копия с картины Пьяццетты 1740 года Святой в экстазе (Городской музей, Тренто).
Происхождение: в XIX веке продавалась на одном из парижских аукционов; Английский клуб, Москва; 1919 оттуда передана в РМ; с 1924 в ГМИИ.
Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 25, №14 ил. (здесь и след. - Франческо Гварди); 1964 Ленинград. Кат., с. 12; 1965 Венеция. Кат., № 14 ил. (Джанантонио Гварди).
Литература: Lasareff 1934а, р. 62-63, pl. III (здесь и далее - Франческо Гварди); Путеводитель музея 1934; Bonzi 1940, р. 32-34; Фейнберг 1937, с. 32, табл. 9, 10; Путеводитель ГМИИ 1938, с. 114 (Смерть Дария); Fiocco 1943, р. 92, 94, fig. 1-2; Кат. ГМИИ 1948, с. 21-22; Альбом 1956, с. 11, табл. 66; Pigler 1956, II, S. 343; Кат. ГМИИ 1957, с. 34-35; Muraro 1960, р. 428 п.25; Кат. ГМИИ 1961, с. 48-49; Всеобщая история искусств 19бЗ, с. 247; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 113, 119; Martini 1964, р. 113, 273 п.248 (здесь и далее - Джанантонио Гварди); Heine-mann 1965, S. 237; Nicolson 1965, p.471; Pallucchini 1965, p. 220-221, fig. 275 (Франческо Гварди); Zampetti 1965, p. 24, № 14 (Джанантонио Гварди); Виппер 1966, с. 246 ил., 253 (здесь и далее -Франческо Гварди); Никитюк 1968, с. 14-17, ил. 3; Morassi 1973, I, p. 109, № 94; II, fig. 110 (Джанантонио Гварди); Pigler 1974, II, S. 357 (приписывается Франческо Гварди); Лившиц 1966, с. 186; Кузнецов 1967, с. 15, ил. 73; Rossi Bartolatto 1974, p. 90, № 32 (здесь и далее - Франческо Гварди); Никитюк 1979, с. 8-9; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 93 ил.; Альбом ГМИИ 1981, № 32 ил.; Маркова 1982а, с. 171; Кнорре 1982, с. 187; Morassi 1984, I, р. 109, № 94; II, fig. 110 (Джанантонио Гварди); Кат. ГМИИ 1986, с. 52, ил. 111 (здесь и далее - Франческо Гварди); Альбом ГМИИ 1989а, № 144 ил.; Альбом ГМИИ 19896, № 198 ил.; Stefani Mantovanelli 1990, p. 78, ill. 108 (Джанантонио Гварди); Маркова 1992, с. 360-361 ил. (Джанантонио и Франческо Гварди); Pedrocco, Montecuccoli degli Erri 1992, p. 101, Tav. XIX, p. 134, № 93, p. 226, fig. 113 (Джанантонио Гварди); Путеводитель ГМИИ 1994, с. 137 (Франческо Гварди); Кат. ГМИИ 1995, с. 144-145 ил. (Мастерская Гварди); Guidebook 1995, р. 126, 133 ill. (здесь и далее - Франческо Гварди); Путеводитель ГМИИ 1998, с. 238; Guidebook 2000, р. 238.