ЛАНФРАНКО, ДЖОВАННИ
ВЗЯТИЕ МАРИИ МАГДАЛИНЫ НА НЕБО
Холст полотняного плетения, дублирован. По краям участки утрат авторской живописи.
На лицевой стороне справа внизу красным номер по Каталогу Эрмитажа 1797 года: 603.
На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 5724 и две сургучные печати, одна из которых - с инициалами Павла I. На верхней планке подрамника: ХГ.Э. (темной краской) и С. (красной краской).
Реставрация: 2001 (ГМИИ, Е.Ч.Боциева) - удаление слоя потемневшего лака и изменившихся в тоне реставрационных тонировок, особенно обширных по краям холста.
Сюжет: Leg. Aur., XCV, III. Мария Магдалина тридцать лет прожила в одиночестве в пустыне. Ангелы приносили отшельнице святые дары, чтобы она могла причащаться, и семь раз в день возносили ее на небо (Pigler 1974, I, S. 464ff.).
Начиная с собрания Кроза, авторство Ланфранко сомнению не подвергалось. В Эрмитаже картина находилась в кладовой, на что указывает пометка в рукописном Каталоге 1797 года; по этой причине в печатных каталогах Эрмитажа XIX - начала XX века упоминание работы отсутствует.
Картина на ту же тему, несколько отличная по композиции от московской, входила в серию полотен Ланфранко, украшавших деревянный потолок так называемой Комнаты отшельников, находившейся между Палаццетто Фарнезе и старинной церковью Санта Мария дель Орационе э Морте в Риме. Находящаяся в настоящее время в Музее Каподимонте в Неаполе (инв. 341), эта картина была выполнена художником около 1615—1616 годов (Lanfranco 2002, р. 172); в прошлом она датировалась более ранним временем: 1604-1605 годами (Seicento emiliano 1959, № 112 ill.), либо, в соответствии с прежней датировкой Шлейера, 1607-1608 (Schleier 1964).
Долгое время полотно из московского собрания считалось эскизом для неаполитанской картины, но такой вывод лишен оснований, поскольку композиционно они различны. Известно всего пять работ, сходных между собой, но отличных от картины из Каподимонте. В прошлом в отношении их всех признавалось авторство Ланфранко, тогда как в настоящее время все, кроме московской, признаны вариантами либо копиями. Одно из этих полотен, находящееся в Музее Прадо в Мадриде (Perez Sdnchez 1965, p. 162, № 35), Фосс приписывал Ланфранко, но сейчас, в соответствии с атрибуцией Шлейера, оно считается копией работы Карло Селитто; еще одна копия находится в Музее изобразительных искусств Бухареста. Репликами признаны работы из Национальной галереи старого искусства (Палаццо Корсини) в Риме (инв. 212) и из собрания герцога Девонширского в Чатсуорте (Schleier 1964, № 177, р. 9, 13-14, n.21; № 179, р. 63); последняя долгое время признавалась работой самого Ланфранко, исполненной для кардинала Монтальто (Salerno 1952, р. 192, fig. 10).
В зарубежной литературе московская картина многократно упоминалась как копия с работы Ланфранко. Однако, по мнению Шлейера, ее следует считать наилучшей и именно той, что была написана для кардинала Монтальто около 1616-1617 годов. Недавно проведенная реставрация позволила оценить по достоинству высокий уровень исполнения и с уверенностью говорить об авторстве самого Ланфранко. Упоминание картины содержится в источниках XVII века, у Мартинелли и Пассери.
Близкая к нашей композиция встречается в росписи потолка Ораторио деи Нобили выполненной Ланфранко, в церкви Джезу Нуово в Неаполе.
Подготовительный рисунок, запечатлевший композиционную идею московской картины, хранится в Гравюрном кабинете в Лейпциге (Voss in Thieme-Becker XXII, 1928, S. 310).
Происхождение: 1773 из собр. Кроза (Париж) приобр. для Эрмитажа; с 1925 в ГМИИ.
Архивные материалы: Tronchin 1772, № 73 (здесь и далее - Ланфранко); Кат. Эрмитажа 1773, № 1146; Кат. Эрмитажа 1797, № 603; Опись Эрмитажа 1859, № 5724.
Выставки: 1923 Петроград, зал I (Вознесение Марии Египетской).
Литература: Martinelli 1660-1663; ed: 1969 (здесь и далее - Ланфранко); Passeri [до 1679]; ed: 1772; Cat. Crozat 1755, p. 18; Cat. Ermitage 1774, p. 98, № 1146; Жарновский 1924, с. 39; Bauch 1924, S. 9, Abb. 5; Кат. ГМИИ 1961, с. 106; Stuffmann 1968, p. 85, № 232; Pintura italiana 1970, p. 522, № 173 (копия; ошибочно - как находящаяся в Эрмитаже); Маркова 1992, с. 194-195 ил. (здесь и след. - Мастерская Ланфранко); Кат. ГМИИ 1995, с 173 ил.; Lanfranco 2002, р. 37, 38, 174, fig. 16 (Ланфранко).