ВСТРЕЧА ПРОКУРАТОРА С ЖЕНОЙ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ЛОНГИ, ПЬЕТРО

подражатель

ВСТРЕЧА ПРОКУРАТОРА С ЖЕНОЙ

1770-е годы

холст, масло

71 х 54 см

Инв.: 2698

Холст плотный полотняного плетения, дублирован. В разных местах небольшие утраты красочного слоя с участками реставрационной ретуши.

Реставрация: 1994 (ГМИИ, Г.М. Ерхова) - картина передублирована, удалены поздние записи и изменившиеся в тоне участки реставрационной ретуши.

В бытность в собрании Карышева работа экспонировалась на выставке картин старых западных мастеров из московских частных собраний (1915 Москва) как Маскарад Пьетро Лонги. Под именем Лонги поступила в музей из собрания Бенедиктова; тогда она была названа Сцена в передней игорного дома. В каталоге выставки (1961 Москва) авторство Лонги было взято под сомнение; считалась также работой его школы и публиковалась под названием Встреча прокуратора с женой в передней игорного дома. Пиньятти (Pignatti 1974) упомянул это полотно как реплику с картины Пьетро Лонги из Музея Метрополитен, а Никитюк (Никитюк 1984) полагала, что оно было исполнено в мастерской Гварди, которая, как известно, повторяла композиции других художников.

Рентгенографическое исследование московской картины показало, что она написана на использованном холсте, изображавшем сцену Явление Христа Марии Магдалине. Существуют также изменения в верхнем красочном слое: на месте висящего на стене пейзажа ранее был изображен овальный мужской портрет.

Полотно из собрания ГМИИ восходит к датированной 1746 годом композиции Лонги из нью-йоркского Музея Метрополитен, которая до 1941 года находилась в собрании ван Бёнингена в Роттердаме. По сравнению с ней изображение в московской работе повернуто в другую сторону, она иначе решена колористически и отличается рядом деталей.

Картина Пьетро Лонги воспроизведена в гравюрах Шарля Флипара (в обратную сторону), И.Б. Гутвейна и И.Э. Хайда (в прямом изображении, но без группы фигур справа). Известна также картина, хранящаяся в одном из частных собраний Милана и предположительно выполненная с гравюры Флипара, но с иным фоном и несколько измененной композицией фигур. Миланский вариант приписывается Джанантонио Гварди и датируется 1760-ми годами. В картине из собрания ГМИИ на стене изображен пейзаж в духе Франческо Гварди, близкий по основным мотивам его Пъяццетте со стороны Дворца дожей 1770-х годов (Музей Польди-Пеццоли, Милан). Это обстоятельство следует принимать во внимание при датировке публикуемой композиции, написанной, по всей видимости, не ранее этого времени. По мнению Никитюк, полотно из собрания ГМИИ является поздней копией, исполненной в мастерской Гварди. В качестве подтверждения она ссылается на одну из ранних картин Франческо Гварди 1755 года, представляющую вольную копию с гравюры Флипара (частное собрание; Rossi Bartolatto l974, p. 93).

Принадлежность картины из московского собрания мастерской Гварди весьма гипотетична. Она скорее представляет собой пример подражания работам Пьетро Лонги - создателя особой разновидности жанровой живописи в Венеции.

Тот факт, что образцом для московской картины послужила гравюра, позволяет думать, что ее автор мог не принадлежать к ближайшему окружению художника.

Происхождение: собр. Н.Н. Карышева в Москве; 1932 из собр. М.Б.Бенедиктова (Москва) пост. в ГМИИ в обмен на картину Юбера Робера Пирамида и храм (инв. ГМИИ 1069).

Выставки: 1915 Москва. Кат., № 32 (Лонги. Маскарад);1961 Москва. Кат., с. 42-43 (Лонги ? Сцена в передней игорного дома); 1984 Москва (вне кат.); 1996 Шизуока-Гифу-Фукуи-Вакаяма. Кат., № 27 (Мастерская Гварди).

Литература: Эттингер 1915, с. 66 (здесь и далее - Пьетро Лонги. Маскарад); Кат. ГМИИ 1948, с. 46 (Сцена в передней игорного дома); Альбом ГМИИ 1956, с. 11, табл. 64; Кат. ГМИИ 1957, с. 83; Альбом ГМИИ 1956, табл. 64; Кат. ГМИИ 1961, с. 112; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 109, 118; Pignatti 1974, р. 106, № 285 (реплика картины Лонги из Музея Метрополитен, Нью-Йорк); Путеводитель ГМИИ 1980, с. 90 (Неизвестный художник XVIII века. Сцена в передней игорного дома); Никитюк 1984, с. 38-40 (Мастерская Гварди); Кат. ГМИИ 1986, с. 42 (Венецианский мастер XVIII века. Встреча прокуратора с женой в передней игорного дома); Путеводитель 1994, с. 135-136 (восходит к оригиналу Лонги); Кат. ГМИИ 1995, с. 145 ил. (Мастерская Гварди); Guidebook 1995, р. 133 (восходит к оригиналу Лонги); Путеводитель ГМИИ 1998, с. 236 (здесь и след. - Мастерская Гварди); Guidebook 2000, р. 236.

Сайты Музея