НАТЮРМОРТ С ХЛЕБОМ И ВЕТЧИНОЙ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

МАДЖИНИ, КАРЛО

НАТЮРМОРТ С ХЛЕБОМ И ВЕТЧИНОЙ

Вторая половина XVIII века

холст, масло

59,6 x 78 см

Инв.: 4713

Подпись слева внизу на сложенном листе бумаги: A Monsieur Monsieur Carlo Magini peintre a Fano

Холст полотняного плетения, дублирован. В разных местах легкие потертости красочного слоя и крупносетчатый кракелюр. Слой неравномерно потемневшего лака. По краям картины авторская обводка белилами.

Несмотря на наличие подписи, в прошлом приписывалась шведскому художнику Хиллестрёму, как и два натюрморта из собрания Эрмитажа, атрибуция которых принадлежит Кузнецову (Кузнецов 1966, с. 201, № 77; эрмитажные работы не имеют авторской подписи). Атрибуция публикуемого здесь натюрморта и прочтение подписи художника принадлежат автору каталога.

Натюрмортные композиции Карло Маджини долгое время значились под именами других художников, в том числе Паоло Антонио Барбьери. В 1953 году Лонги опубликовал первую подписную работу мастера (Longhi 1953, р. 62-63, № 39). В настоящее время известен достаточно большой круг произведений Маджини, среди которых немало подписных. Неизвестной остается хронология его творчества, поскольку датированные работы до сих пор не обнаружены.

Маджини разрабатывал тему кухонного натюрморта с ограниченным набором предметов, переходивших из картины в картину. Он использовал холсты горизонтального и вертикального форматов и, как правило, сходных размеров. При этом, варьируя расположение и меняя сочетания предметов, художник умело избегал однообразия и повторов. Среди близких аналогий следует назвать четыре натюрморта из Моршанского историко-художественного музея (Маркова 19866, с. 230-237, № 93-96). В них, как и в публикуемой работе, можно увидеть белую обводку по краям холстов.

Предметы, представленные в московском натюрморте, повторяются в разных композициях мастера. Так, большой медный чайник присутствует в натюрморте из собрания Эрмитажа, где помещено и изображение бутыли, а также в частном собрании в Фаенце (Zampetti 1990, р. 76, № 67). Вместе с фьяской тот же предмет образует основной мотив в картине из частного собрания в Мачерате (№ 96). Сочетание двух бутылей, стакана, фьяски и хлеба (по-иному расположенных в сравнении с московским натюрмортом) встречается в композиции, местонахождение которой неизвестно (р. 113, № 139). К числу часто повторяемых предметов относятся медная лампа, благородно выступающая из темноты фона в полотнах из Моршанского историко-художественного музея (Маркова 1986, № 94), из частных собраний в Бергамо (Zampetti 1990, № 53) и Мачерате (№ 95), а также фаянсовый чайник в картинах из частных собраний в Риме (№ 127) и Лондоне (№ 92). Строгая форма фаянсового чайника, его светлый, слегка сероватый цвет подчеркивают композиционный центр в картине из частного собрания в Милане (cat.№ 104).

Происхождение: 2001 приобр. у Е.М. Непало, Москва.

Сайты Музея