ВАКХАНАЛИЯ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

МАНЬЯСКО, АЛЕССАНДРО

СПЕРА, КЛЕМЕНТЕ

ВАКХАНАЛИЯ

Между 1720 и 1730 годами

холст, масло

112 х 176 см

Инв.: 100

Холст полотняного плетения, дублирован. Живопись в хорошем состоянии сохранности.

Парная Вакханалия в Эрмитаже (инв. ГЭ 4035).

Приобретенные в Праге, картины одно время находились в собственности графа И.И.Шувалова в Петербурге. Вместе с парным полотном Вакханалия и еще двумя композициями из Эрмитажа, изображающими Привал бандитов (инв. ГЭ 4036, 4037), картина из московского собрания была запечатлена Федором Рокотовым в 1757-1758 годах на стене кабинета Ивана Ивановича Шувалова. В наши дни местонахождение картины Рокотова неизвестно; представление о ней дает копия, выполненная в 1779 году А. Зябловым (ГИМ, Москва). Одно время полагали, что все четыре полотна составляли единую серию; в действительности речь идет о двух парах работ.

В составленной Гроотом Описи 1745 года картин, находившихся в Праге и Богемии, полотна значились под именем «Александриено», то есть Маньяско (Успенский 1913) и упомянуты как Штуки новой и приятной архитектуры со многими фигурами две. Однако уже в перечне картин, купленных в 1764 по распоряжению Екатерины II у камергера Шувалова для Академии художеств, под номерами 75-78 значились все четыре находившиеся у него полотна: «Кастелли. Проспекты с фигурами» (Штелин 1990).

Картины из ГМИИ и Эрмитажа представляют собой первоклассные образцы творческого сотрудничества Маньяско и Клементе Сперы, известного мастера «руинной» живописи. В созданную Сперой архитектурную композицию Маньяско виртуозно включил фигуры сатиров, сатиресс, нимф, кажущиеся живыми статуи в нишах и на фронтонах разрушенных храмов, а также разнообразные предметы - амфоры, светильники, музыкальные инструменты, лежащие на земле или подвешенные к колоннам и стенам древних руин. В литературе (Magnasco 1996) неоднократно указывалось на абсолютно оригинальную трактовку художником популярной в то время античной темы и на тесную связь с современным ему театром, сценографией, музыкой.

Наиболее близкой аналогией для картины из собрания ГМИИ служит полотно Триумф Вакха из Музея Гетти в Малибу (х., м. 118 х 148,5; инв. 71.РА.1), парное к находящемуся там же Триумфу Венеры. Ряд сходных мотивов использован и в небольших парных Мифологических сценах из собрания Сберегательного банка Генуи (Franchini Guelfi 1991, p. 76-77, № 32) и в другой паре композиций на ту же тему из частного собрания (ibid., fig. 123-124, 166-167, 168-169).

Многие мотивы встречаются одновременно в разных композициях Маньяско. Так фигура нимфы с флейтой, изображенная в московской картине слева на переднем плане, в парной из Эрмитажа видна в центре со спины. Еще одно совпадение находим в группе фигур, расположенной в левой части московской композиции, почти точно повторенной в Вакханалии из частного собрания и в эскизе к ней, находящемся в Художественном музее Ринглинг в Сарасоте, Флорида (Magnasco 1996).

Картину из собрания ГМИИ, как и парную к ней из Эрмитажа, Мути и Де Сарно Приньяно (Muti, De Sarno Prignano 1994) датировали 1728-1729 годами; Франкини Гуэльфи (Magnasco 1996) несколько расширяет хронологические рамки, предлагая отнести их к десятилетию между 1720 и 1730 годами. В пользу такой датировки в свое время высказывалась и Всеволожская (Всеволожская 1987).

Происхождение: галерея генерала Джованни Франческо Арезе в Милане; 1745 в числе 115 картин приобр. Г.К. Гроотом в Праге для императрицы Елизаветы Петровны и устройства Картинного зала в Екатерининском дворце Царского Села; 1755 предположительно подарена Елизаветой Петровной графу И.И.Шувалову и находилась в его собрании в Петербурге до 1758; Музей Академии художеств, Петроград; 1922 передана в Эрмитаж; с 1925 в ГМИИ.

Выставки: 1923 Петроград, зал II; 1961 Москва. Кат., с. 44; 1982 Москва. Античность. Кат., № 37; 1996 Милан. Кат., № 54.

Литература: Успенский 1913, II, ч. 6, с. 1б9, № 9-12 (номера соотв. четырем композициям серии); Bauch 1924, р. 11; Жарновский 1924, с. 42; Путеводитель 1938, с. 111-112; Кат. ГМИИ 1948, с. 49; Кат. ГМИИ 1957, с. 85; Кат. Эрмитажа 1958, с. 130; Лапшина 1959, с. 130; Кат. ГМИИ 1961, с. 116; Итальянская живопись 1964, с. 272; Виппер 1966, с. 135 ил.; Arese 1967, р. 129-130; Кат. Эрмитажа 1976, с. 110; Никитюк 1976, с. 421, 423 ил., 428; Franchini Guelfi 1977, p. 149, fig. 166; Путеводитель ГМИИ 1980, с 85; Альбом ГМИИ 1981, с. 29 ил.; Vsevolozhskaya 1984, p. 251; Кат. ГМИИ 1986, с. 113; Всеволожская 1987, с. 28-38, ил. 3; Альбом ГМИИ 1988, № 11 ил.; Штелин 1990, с. 177, 182 примеч. 37; Маркова 1992, с. 246 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 133; Muti, De Sarno Prignano 1994, p. 242, № 248, fig. 94, 317, tav. XXXI; Кат. ГМИИ 1995, с 176-177 ил.; Guidebook 1995, p. 130; Magnasco 1996, p. 206, 208, 210 ill.; Zuffi 1996, p. 24 ill.; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 229-230 ил. 119; Guidebook 2000, p. 230-231, ill. 122.

Сайты Музея