МАНЬЯСКО, АЛЕССАНДРО
РАСПЯТИЕ
Холст редкий прямого плетения, дублирован. В разных местах старые залаченные осыпи грунта, подлаковые потертости красочного слоя.
Считалась произведением неизвестного мастера XVII века, затем приписывалась Джузеппе Баццани; в музей поступила как работа Баццани с вопросом (согласно картотеке ГМИИ, Виппер высказывал сомнение в такой атрибуции). Впервые на авторство Маньяско указали Паллуккини и Валькановер (устно, 1960-е), а также Дзери (устно, 1968). Никитюк (1976) обосновала эту атрибуцию в своей статье, указав на связь московской композиции с подписным рисунком художника из собрания Амброзианы в Милане. Лазарев в 1972 году в заметках на полях рецензируемой им рукописи каталога итальянской живописи в собрании ГМИИ высказывал определенные сомнения в авторстве Маньяско.
Картина из собрания ГМИИ предположительно представляет эскиз для неосуществленного алтарного образа. На это, в частности, указывает форма завершения композиции, которая встречается и в рисунке из Амброзианы, изображающем Распятие без предстоящих фигур (в этом листе тело распятого Христа запечатлено в сходном положении). Тема Распятия получила отражение и в других рисунках Маньяско, в частности, в листе, находившемся в собрании Гейгер в Милане, а также в другом, входившем ранее в коллекцию Морасси в Венеции (Geiger 1949, tav. 249).
Мути и Де Сарно Приньяно (Muti, De Sarno Prignano 1994), включившие московскую работу в монографию о художнике, относят ее к флорентийскому периоду и отмечают влияние Себастьяно Риччи. Среди аналогий они называют полотно Оплакивание 1686 года для церкви Новых капуцинок в Парме, Искушение Святого Антония из Старой пинакотеки в Мюнхене и Распятие с Марией и святыми 1704 года из церкви Сан Франческо де'Маччи во Флоренции (Muti, De Sarno Prignano, 1994, p. 243). В своей публикации Никитюк (1976) ссылалась на устное мнение Паллуккини, связавшего картину с кругом ранних работ Маньяско, однако иных подтверждений не существует. Сама Никитюк склоняется в пользу поздней датировки произведения. При этом она опирается на мнение Франкини Гуэльфи, полагавшей, что «все композиции на тему Распятия Маньяско создал после 1710 года» (Franchini Guelfi 1977, p. 202).
К теме Распятия Маньяско обращался неоднократно, в том числе и в созданных в конце миланского периода, после 1730 года, небольших композициях, служивших молельными образами. Среди них работа из Музея города Ареццо, а также картины из частных собраний Милана, Венеции, Франкфурта и Парижа (Magnasco 1996, № 69), где композиция Распятия дополнена изображениями коленопреклоненного монаха-капуцина или Святых Иоанна Крестителя, Иеронима, Карла Борромейского. Общим во всех произведениях является достигающая высокого драматического накала тема страданий Христа, что роднит их с аскетическими проповедями ломбардского монаха-капуцина Марко Мильорини, скончавшегося в 1733 году.
Иконографическим источником для Маньяско послужили гравюры мастеров круга Паоло Джероламо Пьолы, иллюстрирующие пятитомное издание Definitiones монаха-капуцина Джованни Пьяджо, увидевшее свет в Генуе в 1710 году (Franchini Guelfi 1977, p. 202-204; Fornasari Bisaccioni 1993, p. 36-40). Другим важным для Маньяско источником стали картины и рисунки Джованни Бенедетто Кастильоне, прозванного Грекетто, также генуэзца, который широко разрабатывал тему Распятия, решая ее в напряженно-драматическом ключе.
Происхождение: по-видимому, приобр. П.П.Вяземским в середине XIX века; в усадьбе Остафьево под Москвой (собр. Вяземских-Шереметевых); в 1924 из Музея-усадьбы «Остафьево» передана в ГМИИ.
Выставки: 1973 Будапешт. Кат., с. 6-7, № 10.
Литература: Путеводитель ГМИИ 1938, с. 110 (здесь и след. - Джузеппе Баццани); Кат. ГМИИ 1961, с. 14; Никитюк 1976, с. 423-426, 428 ил. (здесь и далее - Маньяско); Путеводитель ГМИИ 1980, с. 85; Кат. ГМИИ 1986, с. 112, ил. 110; Альбом ГМИИ 1989а, № 143 ил.; Маркова 1992, с. 244 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с 133; Muti, De Sarno Prignano 1994, p. 242-243, № 250, fig. 200; Кат. ГМИИ 1995, с 176 ил.; Guidebook 1995, p. 130; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 230; Guidebook 2000, p. 230.