МАНЬЯСКО, АЛЕССАНДРО
ТРАПЕЗА МОНАХИНЬ
Холст полотняного плетения, дублирован. Состояние сохранности живописи в целом хорошее, за исключением мелких дефектов.
Авторство Маньяско сомнению не подвергалось. Никитюк (Никитюк 1976) опубликовала под названием Молитва перед трапезой (там же: Молитва перед трапезой монахинь). Полотно относится к так называемой монашеской серии, занимающей важное место в творчестве художника второго миланского периода. Франкини Гуэльфи (Franchini Guelfi 1991, p. 31-35) справедливо связала входящие в эту группу картины, долгое время считавшиеся лишь плодом необузданной фантазии автора, с разгоревшимися в тот период спорами вокруг проповедей монаха-капуцина Гаэтано Марии да Бергамо (1672-1753), призывавшего к обновлению идеалов и основных положений францисканства.
Среди работ этой серии следует назвать Женский монастырь и парную к ней Сцену с монахами из Музея земли Гессен в Дармштадте (х., м. 73,1 х 11,7; инв. GK 662; х., м. 73 x 111,9; инв. GK 661). Несмотря на разницу в форматах, именно эти полотна стилистически сопоставимы с картиной из собрания ГМИИ. Они написаны в свободной текучей манере, инкарнат имеет характерный красновато-коричневый тон, а композиции строятся таким образом, что группы фигур (как правило, их сравнительно немного) постепенно уходят вглубь пространства, сливаясь с темным коричневато-серым фоном, местами как бы окутанным дымом.
По вопросу датировки этих полотен и всей серии в целом в литературе всегда имелись разногласия. Так, если Франкини Гуэльфи (Franchini Guelfi 1991, № 30) полагала, что они были исполнены около 1725-1730 годов, то Мути и Де Сарно Приньяно (Muti, De Sarno Prignano 1994, p. 243, № 60, 61) датировали более ранним временем, около 1720-го.
Некоторую ясность в эту ситуацию внес Людвиг в каталоге выставки художника (Magnasco 1996, № 39). Кажущуюся на первый взгляд однородной «монашескую» серию исследователь разделил на две группы. В одну он включил упорядоченные по построению композиции, изображающие множество небольших фигур на широких перспективно организованных пространствах, напоминающих театральные сцены. По аналогии с четырьмя полотнами, fraterie, написанными Маньяско для графа Джироламо Коллоредо, австрийского губернатора в Милане (Пинакотека аббатства, Зайтенштеттен; Muti, De Sarno Prignano 1994, № 318-321), работы этой группы могут быть датированы между 1719 и 1725 годами. К ней также относятся исполненные в большом формате три версии композиции Сцена с монахами - в Художественном музее Нортона Саймона в Пасадене, в частном собрании в Генуе, а также связанный с этими двумя вариант, появившийся на антикварном рынке (Magnasco 1996, № 39).
Вторая группа, в которую помимо композиций из музея в Дармштадте входят и несколько небольших работ вертикального формата (например, Сцена с монахами, ранее в собрании Ботта в Милане; Geiger 1949, р. 108, fig. 434), датируется около 1720 года. К этому времени следует отнести и близкую к ним по исполнению картину из московского собрания. Мути и Де Сарно Приньяно (Muti, De Sarno Prignano 1994) полагали, что она была создана около середины 1720-х годов.
Происхождение: собр. Форштеттер, Москва; 1923 из ГМФ пост. в РМ; с 1924 в ГМИИ.
Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 43 ил.
Литература: Романов 1926, с. 2; Путеводитель музея 1934, с. 69 ил.; Путеводитель ГМИИ 1938, с. 111; Кат. ГМИИ 1948, с. 49; Кат. ГМИИ 1957, с. 85; Кат. ГМИИ 1961, с. 115; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 99, 115 ил.; Никитюк 1976, с. 421, 423-424 ил., 428; Franchini Guelfi 1977, p. 233, fig. 234; Путеводитель ГМИИ, 1980, с. 85 ил.; Кнорре 1982, с. 186; Кат. ГМИИ 1986, с. 111; Маркова 1992, с. 243 ил.; Путеводитель ГМИИ, 1994, с. 133, 135 ил.; Muti, De Sarno Prignano 1994, p. 242, № 249, fig. 309; Кат. ГМИИ 1995, с. 176-177 ил.; Guidebook 1995, p. 130-131 ill.; Свидерская 1999, с. 151; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 229-230, ил. 118; Guidebook 2000, р. 230-231, ill. 121.