ПРОДАВЕЦ ФРУКТОВ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

МАНФРЕДИ, БАРТОЛОМЕО

круг

ПРОДАВЕЦ ФРУКТОВ

Второе десятилетие XVII века

холст, масло

116 х 158 см

Инв.: 32

Холст саржевого плетения, дублирован. Вверху на фоне участок старого прорыва. Живопись под плотным слоем потемневшего загрязненного лака.

До поступления в музей считалась работой неизвестного южно-итальянского мастера XVII века. Лазарев приписал Пьеру Паоло Бонци, и эта атрибуция нашла отражение в путеводителях ГМИИ 1934 и 1938 годов. Позднее значилась как работа итальянского, а затем болонского мастера XVII века. Настоящая атрибуция принадлежит автору каталога.

Полотно представляет первоклассный образец караваджистского натюрморта с фигурой. Произведения этого типа очень редки, что заставляет отнестись к нему с особым вниманием. Манера исполнения отличается выразительностью пластической формы, благородной сдержанностью колорита. Эти черты позволяют датировать картину вторым десятилетием XVII века и предположительно назвать ее автором художника круга Бартоломео Манфреди. Подобный мотив - мужская фигура у стола, на котором стоит корзина с яблоками и лежат весы - встречается в композиции вертикального формата (х., м. 116 х 90; размер по вертикали совпадает с высотой московской картины) из частного собрания в Италии, опубликованной Баухом как работа Манфреди (Bauch 1956, S. 232-233, Abb. 5). Ранее она приписывалась Лудовику Финзониусу, тогда как Лонги и Фосс полагали ее автором кого-либо из северных караваджистов. Несмотря на более жанровый, по сравнению с картиной из ГМИИ, характер данного полотна, обе работы могли принадлежать одному мастеру.

Манера исполнения публикуемой картины дает основание полагать, что фигура и натюрморт были написаны разными художниками. Автором превосходного по красоте и пластическому совершенству натюрмортного мотива, выдержанного в лучших традициях караваджизма, можно предположительно назвать Томмазо Салини, одного из немногих живописцев Рима, писавших самостоятельные натюрморты.

Композиция московской картины с фигурой, сдвинутой вправо от центра, позволяет думать о возможном существовании парной работы, которая либо не дошла до нас, либо была исполнена другим художником.

Происхождение: в начале XX века собр. М.И.Кристи, Москва; 1924 из 5-го Пролетарского (Рогожско-Симоновского) музея пост. в ГМИИ.

Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 20 (Болонский мастер XVII века); 1983 Дрезден. Кат., № 142 (здесь и след. - Римский мастер первой трети XVII века, Бартоломео Манфреди ?); 1984 Ленинград-Москва. Кат., № 82; 1995 Рим-Милан. Кат., № 45 (Круг Манфреди).

Литература: Путеводитель музея 1934, с. 62-63 (здесь и след. - Пьер Паоло Бонци. Фруктовщик); Путеводитель ГМИИ 1938, с. 108; Кат. ГМИИ 1957, с. 63 (здесь и след. - Итальянский мастер XVII века. Продавец фруктов); Кат. ГМИИ 1961, с. 89; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 110-111 (Болонский мастер XVII века); Путеводитель ГМИИ 1980, с. 76 (Неизвестный мастер круга Караваджо); Маркова 1984, с. 29 (Манфреди ?); Кат. ГМИИ 1986, с. 152 (Римский мастер первой четверти XVII века, Манфреди ?); Маркова 1992, с. 182-183 ил. (здесь и след. - Манфреди ?); Кат. ГМИИ 1995, с. 176 ил.; Markova in Natura morta 1995, p. 164, № 45 (Круг Манфреди).

Сайты Музея