ВИД БОЛЬШОГО КАНАЛА В ВЕНЕЦИИ С ФОНДАМЕНТА ДЕЛЬ ВИН
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

МАРИЕСКИ, МИКЕЛЕ

ВИД БОЛЬШОГО КАНАЛА В ВЕНЕЦИИ С ФОНДАМЕНТА ДЕЛЬ ВИН

1750-е годы

холст, масло

130 x 196,5 см

Инв.: 136

В разных местах изменившиеся реставрационные тонировки; отдельные утраты красочного слоя по краям. Живопись под слоем потемневшего загрязненного лака. На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2500; там же надпись: Переложилъ Со старого Холста на новый въ Спетербурге. Ф. Табунцовъ. 1850 Году

Как любезно сообщила С.Н. Всеволожская, в рукописном Каталоге Эрмитажа 1797 года под именем Каналетто значилось несколько полотен одинакового размера с видами Венеции; на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно. По всей видимости, речь идет о серии композиций, в которую входило московское полотно и находящийся в Эрмитаже Мост Риальто в Венеции со стороны Рива дель Вин (инв. ГЭ 176). В упомянутом выше рукописном Каталоге указано, что картины находились в Таврическом дворце.

В собрании Эрмитажа считалась работой Антонио Каналетто, под именем которого она была передана в Румянцевский музей. В ГМИИ поступила с атрибуцией Мариески; сомнение в его авторстве высказывал Морасси (устно, 1966). В то время как московское полотно остается практически неизвестным западным исследователям, картина из Эрмитажа привлекала внимание многих.

Помеченная монограммами ММТ и МТ, эрмитажная работа в прошлом приписывалась Каналетто и Беллотто (Кат. Эрмитажа 1863). Под именем Мариески картину впервые упомянул Бенуа (1913), а затем с этой атрибуцией согласился Фьокко (устно, 1956), в то время как Констебл (Constable 1962, I, № 229, pl. 47; II, р. 280) и Пуппи (Puppi 1968, р. 94) продолжали считать ее ранней работой Каналетто, исполненной около 1730 года (см. также Pignatti 1976, р. 189, № 16; Kozakiewicz 1972, II, S. 433). В каталоге Эрмитажа 1958 года авторство Мариески взято под сомнение; Фомичева же, напротив, считала ее типичной работой для этого мастера (Фомичева 1992). В каталогах и альбомах Эрмитажа приводятся явно ошибочные сведения о переводе картины с дерева (!) на холст; в своей монографии их повторил и Толедано (Toledano 1995). По всей видимости, когда-то в прошлом неверно прочли надпись на обороте, указывающую на перевод с холста на новый холст.

Не вызывает сомнений, что Мост Риальто в Венеции и московское полотно относятся к одной серии: обе работы, совпадающие размерами и очень близкие по живописному исполнению, происходят из собрания графа Италинского в Петербурге и были переведены со старого холста на новый реставратором Табунцовым. Однако тот факт, что картины связаны между собой и относятся к одной серии, оказался давно забытым, и сведения об этом исчезают из каталогов Эрмитажа, поскольку публикуемое произведение еще 1862 году было передано в Румянцевский музей. Ссылка на московскую картину отсутствует в каталоге Фомичевой (Фомичева 1992, № 157); Толедано также не упоминает ее в своей монографии (Toledano 1995).

Споры вокруг атрибуции картин из Эрмитажа и ГМИИ понятны и объясняются тем, что сами композиции по характеру построения и монументальности решения не находят близких аналогий в творчестве умершего очень молодым Микеле Мариески, чей талант не успел развернуться в полную силу. Композиционное решение обоих полотен, по всей видимости, не оригинально. В картине из ГМИИ оно восходит к работе Антонио Стома из частного собрания в Риме (Pallucchini 1995, р. 230, fig. 375), а в композиции из Эрмитажа, как предположила Фомичева, - к гравюре Луки Карлевариса.

В этой связи напрашивается версия об авторстве ближайшего ученика Мариески, Франческо Альботто, который не только стал продолжателем линии камерных пейзажей своего учителя, но и, подражая Каналетто, писал большие полотна, широко используя гравюру как источник композиционных решений. Картину из Эрмитажа Фомичева отнесла к 1740-м годам, а Толедано - к 1736-1737. Такие датировки, однако, представляются слишком ранними. Обе работы могли быть исполнены уже в 1750-е годы, а предположение об авторстве Альботто делает такую датировку весьма вероятной.

Происхождение: 1829 из собр. А.Я.Италинского в Петербурге пост. в Эрмитаж; 1862 передана в РМ; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Кат. Эрмитажа 1797, № 4491 (здесь и след. - Каналетто); Опись Эрмитажа 1859, № 2500.

Выставки: 1961 Москва, с. 45 ил. (Микеле Мариески).

Литература: Кат. РМ 1862, с. 18, № 171 (здесь и далее - Беллотто); Андреев 1863, II, с. 143; Кат. РМ 1865, с. 18, № 171; Guide dans la galerie 1872, p. 78; Путеводитель РМ 1887, с. 76, № 435; Новицкий 1889, с 19; Кат. РМ 1908, с. 85, № 767; Кат. РМ 1909, с. 85, № 772; Кат. РМ 1910, с. 85, № 772; Кат. РМ 1912, с. 96, № 25; Кат. РМ 1913, с 104, № 25; Кат. РМ 1915, с. 21, 217, № 1 (Мариески ?); Кат. ГМИИ 1948, с. 49 (здесь и далее - Мариески); Кат. ГМИИ 1957, с. 85; Кат. ГМИИ 1961, с. 116; Виппер 1966, с. 243 ил.; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 92; Кат. ГМИИ 1986, с. 112, ил. 107; Альбом ГМИИ 1989б, № 192 ил.; Маркова 1992, с. 256-257 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 137; Кат. ГМИИ 1995, с. 177 ил.; Guidebook 1995, р. 133; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 238; Guidebook 2000, р. 238.

Сайты Музея