ПЕЙЗАЖ С ХРАМОМ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

МАРИЕСКИ, МИКЕЛЕ (?)

ПЕЙЗАЖ С ХРАМОМ

Конец четвертого десятилетия XVIII века

холст, масло

56 х 63 см

Инв.: 4679

Холст редкий крупнозернистый полотняного плетения, дублирован. Многочисленные старые осыпи, особенно по краям; следы старой реставрации. Живопись под слоем потемневшего лака. На обороте рамы бумажная наклейка с надписью тушью: [По] определению В.Н. Лазарева Gasparo Diziani фигуры Zuccharelli (декабрь 1942).

Согласно приведенной выше надписи, Лазарев видел в картине плод совместной работы двух художников - Франческо Дзуккарелли и Гаспаре Дициани; первому он приписывал пейзаж, а второму - фигурные изображения. Действительно, буколический характер пейзажа напоминает capricci, исполненные этими художниками. Как произведение Микеле Мариески определена автором каталога.

Сын и ученик Антонио Мариески, живописца и резчика по дереву, Микеле предположительно учился у Гаспаре Дициани. На становление его творчества большое влияние оказали Каналетто и Беллотто. В отличие от них его главной специальностью были не столько городские виды, сколько пейзажи, произвольно соединявшие мотивы реальные и вымышленные. К этому типу пейзажа-фантазии, capriccio, принадлежит и московская картина. Ее композиционным центром служит изображение храма, чей архитектурный облик напоминает знаменитую виллу Рокка Пизана, построенную по проекту Винченцо Скамоцци. Однако в интерпретации художника ее облик утрачивает конкретность и, вполне в духе времени, трансформируется в образ храма, античного tempio.

Существует несколько вариантов данной композиции, в которых изменены стаффажные фигуры и некоторые детали. Московской картине наиболее близки полотна из Галереи Хейм в Лондоне (х., м. 71 х 95), из Музея изящных искусств в Ниме (х., м. 72 х 96; инв. 390) и частного собрания в Париже (х., м. 72,5 х 95; Toledano 1988, № С.28.1, С.28.2, С.28.4). Известны также работы, где сохранены основные мотивы пейзажа, но существенно изменен характер стаффажа. В их числе композиция из частного собрания в Милане (х., м. 60 х 98), которую Суччи приписывал Альботто (Succi 1989, р. 179, fig. 212), и другая, чье местонахождение неизвестно (х., м. 61,3 х 95,8; Toledano 1988, № С.28.3, С.28.5). Мандзелли, автор монографии о творчестве Мариески и Альботто, связывает с именем Мариески лишь пейзаж из собрания «Коэн и Сыновья» в Лондоне (х., м. 75 х 100) и датирует его концом четвертого десятилетия XVIII века (Manzelli 1991, tav. M.52.1). Два других публикуемых им пейзажа этой серии он относит к Альботто: один принадлежит коллекции Кортиновис в Болонье (х., м. 70 х 90; ibid., tav. A.52.4,), другой находился ранее в частном собрании в Венеции (х., м. 73 х 97; ibid., tav. А.52.7). Во втором издании своей монографии Толедано также приписал эту группу картин Мариески, а не Альботто. Вопрос определения авторства в этом случае не так прост.

Обилие вариантов данной композиции говорит о ее широкой популярности у коллекционеров и любителей искусства. Различная манера исполнения стаффажных фигур в работах этого ряда указывает на то, что они выполнялись разными художниками. В картине из ГМИИ следует особо отметить весьма высокий уровень живописного решения фигурных групп; их автором был, по всей видимости, Джанантонио Гварди, с которым постоянно сотрудничал Мариески. Убедительной аналогией фигурам в нашей картине может служить стаффажный мотив в картине из Галереи венецианской Академии, который, несмотря на сходство с произведениями Джанантонио Гварди, Мандзелли приписывает самому Мариески (Manzelli 1991, № М.51.1, tav.). Сходная манера изображения фигур встречается и в пейзаже из частного собрания в Пескаре, которую Мандзелли, несмотря на сходство с Гварди, приписал Альботто (Manzelli 1991, № А.65.13, tav.).

В картинах из Галереи Хейм и частного собрания в Париже (Toledano 1995, р. 162-163, № С.27.С, d) изображены те же фигуры, но они представляют лишь слабую реплику нашего мотива. Это может указывать на то, что данные работы были повторены Альботто и фигуры также исполнены им самим.

Происхождение: собр. семьи Лансере, Москва; 1993 приобр. на аукционе «Альфа-Арт», Москва.

Выставки: 1997 Токио-Тендо-Оказаки-Акита. Кат., № 31 (Мариески).

Литература: Кат. ГМИИ 1995, с. 178 ил. (Мариески ?).

Сайты Музея