ГОМЕР, ДИКТУЮЩИЙ СВОИ ПОЭМЫ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

МОЛА, ПЬЕР ФРАНЧЕСКО

ГОМЕР, ДИКТУЮЩИЙ СВОИ ПОЭМЫ

Между 1660-1666

холст, масло

88 х 100 см

Инв.: 171

Холст редкий крупнозернистый полотняного плетения. Живопись под слоем потемневшего загрязненного лака.

На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2409; сургучная печать Павла I; отдельно, почерком XVIII века: 49.

Гомер - легендарный древнегреческий поэт (до VII века до н.э.), автор Илиады и Одиссеи. По преданию, слепой Гомер устно рассказывал свои поэмы (Pigler 1974, II, S. 323f.).

Атрибуция традиционная, прослеживается начиная с рукописного Каталога Эрмитажа 1797 года. На этот сюжет Мола исполнил несколько композиций, о чем свидетельствуют современные художнику источники, упоминающие три версии. Сегодня известны два почти идентичных варианта, несколько отличных от московской композиции: в Национальной галерее старого искусства в Риме (инв. 192) и Дрезденской картинной галерее (инв. 715). Последняя представляется нам скорее старой копией с оригинала Молы; именно так в свое время о ней отзывался Фосс (Voss 1924, S. 561). В двух названных полотнах Гомер изображен музицирующим, что редко встречается в трактовке данного сюжета. Та же тема решена иначе в московской картине, которой близок вариант меньшего размера из Чикагского художественного института (инв. 30.337). Кок в монографии о художнике (Соске 1972) отрицал принадлежность нашей работы Пьеру Франческо Моле и, ссылаясь на картину из Галереи Паллавичини в Риме (Zeri 1959, fig. 241), отнес ее к работам ученика Молы Франческо Джованни. В действительности же авторство Молы не вызывает сомнений. Исполненная в последние годы жизни римского мастера, московская композиция принадлежит к числу его бесспорных и незаурядных в художественном отношении работ.

Та же тема была воплощена художником в свободном графическом наброске из собрания Британского музея с фигурами в полный рост (инв. 1986.6.21.2).

Происхождение: между 1774 и 1783 пост. в Эрмитаж; 1862 передана в РМ; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Кат. Эрмитажа 1797, № 631; Опись Эрмитажа 1859, №2409.

Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 45-46 ил.; 1982 Москва. Античность. Кат., № 32; 1997 Токио-Тендо-Оказаки-Акита. Кат., № 3.

Литература: Кат. РМ 1862, с. 19, № 181; Андреев 1863, II, с. 143; Кат. РМ 1865, с. 19, № 181; Guide dans la galerie 1872, p. 38, 181 (Поэт, диктующий свои стихи); Путеводитель РМ 1876, с. 42, № 181; Путеводитель РМ 1887, с. 79, № 449; Новицкий 1889, с 215; Кат. РМ 1901, с. 39, № 463; Илл. кат. РМ 1901, с. 11, № 379, табл. 15; Кат. РМ 1903, с. 49, № 469; Кат. РМ 1909, с. 88, № 778; Кат. РМ 1910, с. 87, № 783; Кат. РМ 1912, с. 98, № 44; Кат. РМ 1913, с. 107, № 44; Кат. РМ 1915, с. 207 ил., 214, 222, № 594; Voss 1924, S. 286 (Abb.), 56l; Voss in Thieme-Becker XXV, 1931, S. 28; Кат. ГМИИ 1948, с. 52; Von Einem 1952, S. 199 ill.; Альбом ГМИИ 1956, с. 8, табл. 18; Кат. ГМИИ 1957, с. 94 ил.; Кат. ГМИИ 1961, с. 127 ил.; Либман 1962, с. 22; Путеводитель ГМИИ 1964, С. 101-102; Альбом ГМИИ 1966, № 49 ил.; Виппер 1966, с. 89 ил.; Соске 1972, р. 65 (Франческо Джованни); Пятьдесят лет Картинной галерее 1974, б.п., зал № 12; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 83; Кат. ГМИИ 1986, с. 122 ил. 95; Mola 1989, р. 195, 198 ill.; Маркова 1992, с. 225 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 180 ил.; Свидерская 1999, с. 143, ил. 147.

Сайты Музея