МУНАРИ (МОНАРИ), КРИСТОФОРО
НАТЮРМОРТ С ПИСЬМЕННЫМИ ПРИНАДЛЕЖНОСТЯМИ
Подпись слева на листе бумаги, вложенном в книгу: Um.[imilissi] mo SuO Serv[vitore], Cristofano Munari; на печати, лежащей на столе, выгравирована буква М (монограмма художника).
Холст плотный полотняного плетения, дублирован. Живопись в хорошем состоянии сохранности, под слоем слегка потемневшего загрязненного лака (на рубеже 1960—1970-х годов картину реставрировал А.Д.Корин).
Помимо развернутой подписи в картине из ГМИИ встречается также выгравированная на печати монограмма художника в виде характерной прописной буквы М, которая присутствует и на некоторых других работах Мунари. В полотне Кухня из Галереи лорда Уолпола в Лондоне она видна на камне, в натюрморте из частного собрания в Бергамо - на изображении арбуза, еще в одном натюрморте из частного собрания - на банке с горчицей (Baldassari 1998, №13, 14, 19).
Строгостью решения и самим подбором изображенных предметов картина из московского собрания типична для Кристофоро Мунари, одного из видных мастеров натюрмортного жанра на севере Италии, и отражает вкусы и стилистические тенденции, связанные с эпохой Просвещения. Она принадлежит к раннему периоду творчества художника, 1680-1695 годам. К этому времени можно отнести также натюрморт из частного собрания (х., м. 50 х 65; Baldassari 1998, № 2) и две парные композиции из Австрийской галереи в Бельведере (Музей барокко), Вена (х., м. 57x71; ibid., № 3, 4). Натюрморт из собрания ГМИИ особенно интересен тем, что в нем уже определился тот основной набор предметов, которому Мунари будет верен в последующие годы, охотно включая в свои композиции книги, печати, листы писем и чернильницы с пером, ножи для разрезания бумаги, вазочки с печеньем и особенно любимые им всевозможные сосуды из китайского фарфора.
В отличие от произведений зрелого периода, сложно построенных и написанных в свободной пастозной манере, московское полотно привлекает внимание простотой решения. Достоверность, внимание к предметному миру в сочетании с внешней непритязательностью свидетельствуют об интересе Мунари к натюрморту северных мастеров - голландцев, фламандцев, немцев, многие из которых работали в Италии.
Происхождение: 1972 дар Ф.Е.Вишневского, Москва (к 60-летию ГМИИ).
Выставки: 1965 Москва. Буклет, № 33; 1966 Москва. Кат., № 78; 1982 Москва. Кат., № 535 ил.
Литература: Путеводитель ГМИИ 1980, с. 82 (везде - Кристофоро Мунари); Демская, Смирнова 1982, с. 38; Маркова 19826, с. 9; Кат. ГМИИ 1986, с. 123; Маркова 1992, с. 316 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 180 ил.; Baldassari 1998, № 1 ill., p. 110-111; Munari 1999, p. 18-19, fig. 4.