НОГАРИ, ДЖУЗЕППЕ
АРХИМЕД
Холст плотный тонкий полотняного плетения, дублирован. Живопись покрыта слоем слегка потемневшего загрязненного лака.
До поступления в ГМИИ считалась работой неизвестного мастера; атрибуция произведения принадлежит автору каталога. В 1976 году на распродаже в Париже под названием Teste di carattere фигурировали две пастели Джузеппе Ногари, совпадающие размерами с публикуемой картиной (Arte Veneta 1976, в разделе рекламы). Одна из них точно воспроизводит работу из ГМИИ, другая, парная к ней, изображает пожилую женщину. По всей видимости, и к московской картине первоначально существовала парная, что вполне отвечало традициям мастерской Пьяццетты и художников его круга (Pigler 1974, II, S. 369f).
Сам Джузеппе Ногари много работал в технике пастели, достаточно широко практиковавшейся венецианскими художниками XVIII века и достигшей совершенства в творчестве Розальбы Карьеры. Живописное исполнение картины из собрания ГМИИ отличается тонкостью переходов светотени и цветовой гаммы и в этом смысле как бы приближается к работам Ногари в технике пастели.
Происхождение: 1985 приобр. у Н.Д.Моисеевой, Москва.
Выставки: 1987 Москва. Кат. 1989, № 461.
Литература: Маркова 1992, с. 346 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 183 ил.