БЕДНЫЙ ЛАЗАРЬ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ПАГАНИ, ПАОЛО

БЕДНЫЙ ЛАЗАРЬ

Конец XVII - первое деcятилетие XVIII века

холст, масло

117 x 151 см

Инв.: 137

Холст саржевого плетения, дублирован. Сохранность живописи хорошая; по всей поверхности крупносетчатый кракелюр.

На обороте холста старая бумажная наклейка с номером LIX и небольшая сургучная печать, в квадратном оттиске которой можно различить лишь изображение короны.

На подрамнике бумажная наклейка с номером и надписью: 65 fay Splendy (и неразборчивая подпись).

Реставрация: 2002 (ГМИИ, А.Е.Макаров) - удаление слоя позднего тонированного лака; укрепление кракелюра.

Евангельская притча (Лк. 16:19-31), повествующая о загробной участи праведников и грешников. Нищий по имени Лазарь питался крошками, падающими со стола богача, лежал у ворот его дома и псы лизали струпья его. После смерти Лазарь был отнесен ангелами «на лоно Авраамово», богач же, проводивший все дни в пиршествах, был низвергнут в ад и обречен на вечные муки.

Как это характерно для итальянской живописи XVII века, Лазарь изображен лежащим у дверей дома богача, возле него нищенская сума и клакер (трещотка) прокаженного, собаки лижут его язвы (Pigler 1974, I, S. 375f.).

Картина из московского собрания в прошлом считалась работой Риберы; в ГМИИ поступила под именем Джамбаттисты Ланджетти и значилась поначалу как Сидящая фигура неизвестного. Авторство Пагани определил Виппер (устно, предположительно в конце 1950-х).

Творчество Паоло Пагани, начало изучению которого было положено Фоссом (Voss 1929), до сих пор остается недостаточно глубоко исследованным. Исключительно высокие художественные достоинства московской картины обеспечили ей заметное место в ряду произведений этого выдающегося мастера, чье творчество представляет уникальный сплав ломбардской, эмилианской и венецианской художественных традиций.

Изображенная di sottinsu (вид снизу) фигура Лазаря, вылепленная мощной светотенью, и общий серовато-коричневый колорит - характерны для работ Паоло Пагани и встречаются в таких его композициях, как Кающаяся Магдалина из Дрезденской картинной галереи, Сошествие во ад из Городского музея в Комо, Жертвоприношение Авраама из Палаццо Сальвионе в Венеции и Отцелюбие римлянки из частного собрания в Генуе (Pallucchini 1981, fig. 1231-1234).

Несмотря на серьезные трудности при датировке работ Пагани принято считать, что Бедный Лазарь, вместе с дрезденской Магдалиной, относится к группе сравнительно ранних произведений художника. Фоссалуцца (Pagani 1998) предположил, что московское полотно является парным к Святому Иерониму из собрания герцогов Лихтенштейн в Вадуце (х., м. 117,6 х 149,3). Однако такое предположение не представляется убедительным, равно как и желание видеть картину из ГМИИ среди работ раннего периода. Против этого говорит исключительная зрелость нашей композиции, в которой Пагани обнаруживает глубокое освоение традиций разных школ.

Происхождение: 1924 пост. из РМ.

Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 48.

Литература: Кат. ГМИИ 1961, с. 143 (везде - Паоло Пагани); Путеводитель 1964, с. 116; Markova 1982, р. 25-26, fig. 39; Burri 1982, p. 65; Маркова 1992, с. 268 ил., 269; Morandotti 1993, р. 92; Кат. ГМИИ 1995, с. 184-185 ил.; Pagani 1998, р. 22, 28, 38 ill. n. 14, 39, 47, 96, 104; Morandotti 2000, р. 137; Markova 2000, р. 86.

Сайты Музея