ПАССИНЬЯНО (ДОМЕНИКО КРЕСТИ)
СВЯТОЙ ПЕТР ИСЦЕЛЯЕТ БОЛЬНОГО
Холст саржевого плетения, дублирован. Красочный слой достаточно тонкий, имеет потертости; на этих местах просматривается красноватый подмалевок. Наиболее заметный участок ретуши на месте утраты красочного слоя слева от фигуры хромого.
Считалась работой неизвестного мастера; авторство Доменико Пассиньяно определено автором каталога.
Картина представляет довольно точный эскиз-моделло алтарного образа, исполненного для церкви Сан Пьер Маджоре в Лукке. В 1806 году церковь была разрушена, и полотно в настоящее время находится в Национальном музее Виллы Гуиниджи в Лукке (х., м. 360 х 250; инв. № 455/29; Museo di Villa Guinigi 1968, p. 195).
Мужчина с лысой головой, изображенный в центре композиции справа от колонны, - автопортрет Пассиньяно. Эта фигура неоднократно встречается в его работах (см. также: Святой Лука пишет Мадонну из собрания Галерей Флоренции, инв. 8048).
Творческое формирование Доменико Пассиньяно проходило в среде мастеров, связанных с кругом Вазари. В возрасте девяти лет он стал учеником Джироламо Маккьетти, а затем - Джованни Баттисты Нальдини. Окончательно сформировался под руководством Федерико Цуккаро, с которым с 1575 по 1579 год сотрудничал в выполнении росписей купола Флорентийского собора. В 1580 году он последовал за Федерико Цуккаро в Рим, затем - в Венецию, где оставался вплоть до 1589 года. Возможность получения новых заказов заставили Пассиньяно вернуться во Флоренцию, где он вскоре стал членом Академии Рисунка.
Написанная в начале 1590-х годов алтарная композиция Святой Петр исцеляет хромого для церкви Сан Пьер Маджоре в Лукке стала одним из первых крупных заказов, полученных Пассиньяно после возвращения из Венеции. Как сама работа, так и предшествующий ей эскиз из собрания ГМИИ несут печать соприкосновения с венецианской живописной культурой, глубоко воспринятой художником в период работы в Венеции. Это объясняет приверженность Пассиньяно теплому тональному колориту и особому способу передачи пространства при помощи цвета и света. Таким образом художник отошел от эстетики флорентийской маньеристической живописи, основанной на проработанном рисунке и холодной цветовой гамме. В Венеции особенно большое влияние на Пассиньяно оказал Якопо Пальма Младший, к полотнам которого, в частности, восходит мотив фигуры, обхватившей колонну. Впрочем, этот мотив Пассиньяно мог видеть и в Риме, поскольку впервые он появился во фреске Рафаэля Изгнание Илиодора в ватиканских Станцах.
Эскиз из ГМИИ написан на холсте саржевого плетения, характерном именно для венецианской живописи и почти не встречавшемся во Флоренции. Возможно, это говорит о том, что Пассиньяно еще в Венеции получил заказ на алтарную композицию для Сан Пьер Маджоре.
Подготовительный рисунок, запечатлевший один из этапов работы мастера над композицией, находится в Кабинете рисунков и гравюр Уффици (инв. 873F).
Происхождение: 1984 приобр. в Московском художественном салоне-выставке № 1.
Выставки: 1987 Москва, № 430 (Неизвестный итальянский художник начала XVII века. Святой Петр исцеляет больного).
Литература: Markova 1994c, р. 36-37, fig. 2 (здесь и далее - Пассиньяно); Pittura a Lucca 1994, р. 122, № 9; Кат. ГМИИ 1995, с. 110-111 ил.