ПЕРУЦЦИНИ, АНТОНИО ФРАНЧЕСКО
ПЕЙЗАЖ С ФИГУРАМИ
Холст полотняного плетения, дублирован. Справа в середине на месте утраты - реставрационная заделка. Живопись под слоем слегка потемневшего загрязненного лака.
Впервые опубликовавший картину Блох считал ее автором Маньяско (Блох 1922). Никитюк в своей публикации не выражала сомнений в его авторстве, указывая, что эта атрибуция «никогда не вызывала разногласий», и датировала картину началом XVIII века (Никитюк 1976). Тем не менее одним из первых в правильности атрибуции усомнился еще Лазарев (устно, 1920-1930-е), относивший произведение к школе Маньяско; позже это мнение подтвердил Валькановер (устно, 1960-е). Автор каталога (Маркова 1992) предположил участие Перуццини. В настоящее время Никитюк (картотека ГМИИ) также приписывает работу Перуццини, но не исключает, что фигуры по его рисункам написал Маньяско. Мути и Де Сарно Приньяно (Muti, De Sarno Prignano 1994) связали московскую картину с творчеством одного из ближайших учеников Маньяско.
На наш взгляд, это типичная работа Перуццини, чья манера легко узнается по характерной передаче листвы и штрихообразным мазкам на изображении пейзажа и фигур. Это обстоятельство не оставляет сомнений в том, что картина была целиком исполнена Перуццини. В качестве аналогий можно указать на такие полотна, как Пейзаж с домом, башней и фигурами из Музея Луксоро в Генуе, Пейзаж с лесорубом из частного собрания в Болонье, Пейзаж из Музея изящных искусств в Нанте, Пейзаж с молящимися монахами из Национального музея старого искусства в Лиссабоне и Большой лес из Галереи Академии в Венеции (Peruzzini 1997, № 6, 9, 13, 19, 22). Полагают, что все они были написаны Перуццини в соавторстве с другими художниками: в первых трех случаях - с анонимным помощником, в двух других - с Маньяско.
В исполнении пейзажа все названные работы совпадают с картиной из собрания ГМИИ, чего нельзя сказать о фигурах, написанных другими художниками. В московском полотне фигуры и пейзаж принадлежат кисти одного мастера, и наиболее вероятно, что им был Антонио Франческо Перуццини. При этом в качестве образца он использовал работы Маньяско с характерной для него быстрой манерой передачи стаффажных фигур. К ним восходит фигура монаха с раскинутыми в стороны руками; она встречается и в его рисунках, и в картинах. Например, в полотне Пейзаж с молящимися монахами из Музея изящных искусств в Бордо фигуры написал Маньяско, а пейзаж - Перуццини (Peruzzini 1997, № 39).
Происхождение: в конце XIX века собр. Г.А.Брокар, Москва; с 1900 у его наследников; с 1918 ГМФ; с 1924 в ГМИИ.
Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 44 (здесь и далее - Алессандро Маньяско); 1987 Новосибирск. Кат., № 16; 1990-1991 Токио-Киото-Фукуока-Саппоро. Кат., № 49.
Литература: Блох 1922б, с. 31 (здесь и далее - Алессандро Маньяско); Романов 1926, с. 2; Путеводитель ГМИИ 1938, с. 111; Кат. ГМИИ 1948, с. 49; Кат. ГМИИ 1957, с. 85; Кат. ГМИИ 1961, с. 115; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 112, 115; Виппер 1966, с. 139 ил.; Альбом ГМИИ 1966, № 50 ил.; Никитюк 1976, с. 420; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 86; Кат. ГМИИ 1986, с. 112; Маркова 1992, с. 247 ил. (Маньяско при участии Перуццини); Muti, De Sarno Prignano 1994, p. 315, № R.325 (Ученик Маньяско); Путеводитель ГМИИ 1994, с. 133 (Маньяско); Кат. ГМИИ 1995, с. 187 ил. (Перуццини); Guidebook 1995, р. 130 (здесь и далее - Маньяско); Сененко 1997, с. 623 ил., 624; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 230; Guidebook 2000, р. 230, 232.