ПЬЕТРО ДА КОРТОНА (ПЬЕТРО БЕРРЕТТИНИ)
ВОЗВРАЩЕНИЕ АГАРИ
Холст редкий полотняного плетения, дублирован. В центре на одежде Авраама след старого прорыва с потемневшими тонировками; участки изменившейся в тоне ретуши по всей поверхности. Живопись под слоем потемневшего загрязненного лака.
На лицевой стороне справа внизу красным номер по Каталогу Эрмитажа 1797 года: 386
На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2587. На подрамнике красная сургучная печать Герца (РМ) и рядом темной краской номер: 158.
Сюжет из Ветхого Завета: Быт. 16:9. После встречи в пустыне с Ангелом Господним Агарь, наложница Авраама, возвращается в его дом, откуда была изгнана его женой Сарой (Pigler 1974, I, S. 37).
Принадлежащее ГМИИ полотно ведет свое происхождение из собрания лорда Уолпола в Хоутон-Холле, где в XVIII веке было гравировано Мишелем (J.-B. Michel); Фаббрини (Fabbrini 1896) ошибочно указал, что московская картина в прошлом принадлежала коллекции великих герцогов тосканских во Флоренции. В действительности это происхождение принадлежит варианту композиции, несколько меньшего размера, из Музея истории искусства в Вене (х, м. 123 х 99; инв. 170), который Дезалье д'Аржанвиль (Dezalier d'Argenville 1762, p. 191) упоминал в 1762 году как находившийся в Палаццо Питти; позже, между 1792 и 1821 годами, работа была перевезена в Австрию. В венском варианте композиция повернута в другую сторону, а фигура Сары отодвинута на второй план; в композиции из ГМИИ фигура Сары расположена слева, и именно к ней таким образом обращен жест Авраама, что вносит новые оттенки не только в изобразительный, но и в иконографический контекст произведения. В то же время позы Агари и особенно Авраама оставлены практически без изменений. По-иному выглядит цветовое решение одежды Агари (в картине из ГМИИ ее плащ красного цвета, в венской - желтого), что существенно влияет на общий колористический строй произведений. Цветовая гамма венской картины светлая и легкая, сближающая ее с исполненными в тот же период росписями Палаццо Питти; в московском же полотне цвет выглядит более плотным, что отчасти объясняется покрывающим его поверхность пожелтевшим лаком.
До сих пор авторство Пьетро да Кортоны в картине из собрания ГМИИ не подвергалось сомнению. Впервые Ло Бьянко (Lo Bianco in Pietro da Cortona 1997a), знакомая с картиной лишь по воспроизведению, высказалась в пользу ее возможной принадлежности мастерской художника. В этой связи особый интерес представляет группа рисунков к данной композиции. Еще фон Белов (Von Below 1932) указал на связь московской картины с листом из Кабинета рисунков Лувра, на обороте которого имеется надпись: H.Dufour: Doms Petrus de Cortona fecit et dono dedit mihi Florentie in Julio 1647. (Ло Бьянко не упоминает этот лист, несмотря на его особую важность для датировки картины и ее истории в связи с приведенными надписью и датой.) Еще два рисунка принадлежат Британскому музею: один из них фиксирует первую композиционную идею (инв. 483; Briganti 1962; Briganti 1982, р. 299; Turner 1980, р. 46, № 14), на другом представлена только фигура Агари (инв. 1977-11-5-13). При этом во всех трех листах изображение повернуто в ту же сторону, что и в картине из ГМИИ.
Исходя из надписи на обороте листа из Лувра, Бриганти датировал московскую картину около 1647 года - временем работы художника во Флоренции (1644-1647). Относительно венского варианта Бриганти полагал, что он был исполнен в 1637 году, а Ло Бьянко датировала его около 1640, но не позднее 1642 года, когда завершился второй флорентийский период в творчестве художника. При этом она не исключает и правомерности более ранней датировки Бриганти.
Бриганти ссылался на копию с картины из ГМИИ, находившуюся в 1927 году в собрании аббата Тюклена в Париже.
Гравирована в XVIII веке Мишелем J.-B. Michel) и в издании Лабенского (Labensky 1809).
Происхождение: 1779 из собр. лорда Уолпола (Хоутон-Холл, Англия) приобр. для Эрмитажа; 1862 передана в РМ; с 1924 в ГМИИ.
Архивные материалы: Кат. Уолпола 1736, р. 7, 8; Кат. Эрмитажа 1773, № 2318; Кат. Эрмитажа 1797, № 386; Опись Эрмитажа 1859, № 2587.
Выставки: 1961 Москва. Кат, с. 39.
Литература: Aedes Walpolianae 1752, p. 88 (везде - Пьетро да Кортона; здесь - Авраам, Сара и Агарь); Aedes Walpolianae 1767, p. 88; Labensky 1809, II, Livr. 5, p. 35-37 (воспр. очерковая гравюра Подолинского); Notices sur les tableaux 1828, p. 48, 129; Livret 1838, p. 263; Viardot 1844, p. 477; Андреев 1857, с. 98; Musee de l'Ermitage I860, p. 130, № 19; Музей Имп. Эрмитажа 1861, с. 146-147, № 19; Кат. РМ 1862, с. 15, № 135; Андреев 1863, II, с 142; Кат. РМ 1865, с. 15, № 135; Guide dans la Galerie 1872, p. 45, № 135; Путеводитель РМ 1876, с. 50, № 135; Voss in Mayer Kunstler-Lexikon, III, 1885, S. 686; Путеводитель РМ 1887, с. 70, № 398; Новицкий 1889, с. 182-183; Fabbrini 1896, p. 279, № 97; Путеводитель РМ 1898, с. 36, № 389; Кат. РМ 1901, с. 36, № 429; Илл. кат. РМ 1908, с. 81, № 740; Кат. РМ 1909, с. 81, № 745; Кат. РМ 1910, с. 81, № 745; Кат. РМ 1912, с. 91, № 4; Кат. РМ 1915, с. 21, 212, № 4; Voss 1924, S. 261 Abb., 545; Von Below 1932, S. 50; Путеводитель музея 1934, с. 60; Кат. ГМИИ 1948, с. 41; Кат. ГМИИ 1957, с. 73; Кат. ГМИИ 1961, с. 101; Brigand 1962, р. 247, № 113 ill. (как находящаяся в РМ); Путеводитель ГМИИ с. 105; Kunsthistorisches Museum S. 42, № 503; Виппер 1966, с. 84; Vertue 1968, VI, p. 178 (Abraham, Sarah & Hagar); Turner 1980, p. 46, № 14; Briganti 1982, p. 247, № 113 ill. (как находящаяся в РМ); Кат. ГМИИ 1986, с. 144; Ferino Pagden, Prohaska, Schutz 1991, S. 45; Маркова 1992, с. 252, 253 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 170 ил.; Pietro da Cortona 1997a, p. 352, № 45; Свидерская 1999, с. 129.