ПИТТОНИ, ДЖОВАН БАТТИСТА
СМЕРТЬ СОФОНИСБЫ
Холст сшивной (горизонтальный шов выше середины), крупнозернистый полотняного плетения, дублирован. Живопись в хорошем состоянии сохранности. На лицевой стороне справа внизу красным номер Эрмитажа по Описи 1797 года: 2680 Сюжет: см. кат. № 118 (Pigler 1974, II, 433f.).
Парная к картине Семирамида в собрании И.Никаэлова в Париже.
Ранее было принято считать, что полотно из ГМИИ входило в серию из четырех композиций, принадлежавших Эрмитажу; в действительности же речь идет о двух парах работ. Две из них - Дидона при основании Карфагена и Смерть царя Кандавла находятся в Эрмитаже (инв. ГЭ 240, 241); третья - Семирамида - в 1854 году продана с аукциона по распоряжению Николая I (Врангель 1913, с. 103) и находится в собрании Никаэлова в Париже (Фомичева 1992), а парной к ней является московская картина, которая также была продана с аукциона, но позднее вернулась в Эрмитаж, откуда впоследствии была передана в ГМИИ.
В Записках Штелина (1990) московская картина упомянута как «Супруга царя Масаниса Софонисба с отравленным кубком в руке, посланным ей от него, и в позе, как бы говорящей ему, что она не ожидала от него ничего лучшего». Далее там же указано, что эти «картины были выданы за работу знаменитого Панини, но он более известен в архитектурных вещах, чем в таких картинах. Питтони живет еще в Венеции и является одним из лучших исторических живописцев нашего времени». В Эрмитаж картина поступила под именем Франческо Питтони; с этой атрибуцией она упоминается в словарях Наглера (Nagler 1841) и Тиме-Беккера (Voss in Thieme-Becker 1933). На выставке, организованной журналом «Старые годы», где картина экспонировалась как работа Джованни Баттисты Тьеполо и называлась Смерть Клеопатры (1908 Петербург), Бенуа, придерживаясь прежней атрибуции, высказал предположение об авторстве Джованни Баттисты Питтони (Бенуа 1908); его мнение разделял Липгарт.
В литературе картину из собрания ГМИИ принято датировать между 1716-1720 годами; Дзава Бокацци (Zava Boccazzi 1979) высказалась в пользу датировки около 1720-го, а Артемьева (Artemieva 1996) - до 1722-го.
Эскиз либо уменьшенная реплика картины (х., м. 35 х 70) находилась в собрании Дрезденской картинной галереи, для которой была приобретена в 1723 году; в настоящее время местонахождение этой работы неизвестно (Zava Boccazzi 1979, № 307).
Происхождение: около 1773 приобр. для Эрмитажа у придворного скрипача Дж. Даль Ольо в Петербурге; в Таврическом дворце; 1854 из Эрмитажа по распоряжению Николая I была продана с аукциона и находилась в собр. Е.Ц.Зарудной-Кавос; 1918 вновь вернулась в Эрмитаж; с 1930 в ГМИИ.
Архивные материалы: Кат. Эрмитажа 1773, № 228 (здесь и след. - Франческо Питтони); Кат. Эрмитажа 1797, № 2680.
Выставки: 1908 Петербург. Кат., с. 50 (здесь и далее - Джованни Баттиста Тьеполо. Смерть Клеопатры); 1961 Москва. Кат., с. 50; 1990 Париж. Без кат.
Литература: Cat. Ermitage 1774, p. 20, № 228 (здесь и след. - Франческо Питтони); Livret 1838, р. 226; Pittoni 1907, р. 67; Бенуа 1908, с. 725 (здесь и далее - Джамбаттиста Тьеполо); Врангель 1913, с. 135; Weiner 1913, р. 103-310; Яремич 1916, с. 44, 45; Лазарев 1930, с. 20; Coggiola Pittoni 1933, p. 40; Voss in Thieme-Becker XXVII, 1933, S. 119 (здесь и след. - Франческо Питтони); Путеводитель музея 1934; Nagler XI, 1941, S. 398; Кат. ГМИИ 1948, с. 61; Кат. ГМИИ 1957, с. 111; Кат. Эрмитажа 1958, с. 150; Кат. ГМИИ 1961, с. 149; Либман 19б2,с. 22 (здесь и далее - Джованни Баттиста Питтони); Виппер 1966, с. 193; Fomiciova 1974, р. 476; Кат. Эрмитажа 1976, с. 122; Zava Boccazzi 1979, № 126, p. 30, 39, 86, 208, 267, 364, fig. 23; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 89 ил.; Кат. ГМИИ 1986, с. 140; Штелин 1990, II, с. 104, 147 примеч. 3; Маркова 1992, с. 338 ил.; Фомичева 1992, с. 254-255; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 135; Guidebook 1995, р. 132; Кат. ГМИИ 1995, с 188-189 ил.; Artemieva 1996, р. 54-61; Fossaluzza р. 191, 214; Путеводитель ГМИИ с. 234; Guidebook 2000, р. 234, 236