НАТЮРМОРТ С ГРИБАМИ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ПОРПОРА, ПАОЛО

НАТЮРМОРТ С ГРИБАМИ

Между 1652 и 1656 годами

холст, масло

87 х 119 см

Инв.: 2504

Холст редкий крупнозернистый полотняного плетения, дублирован. Внизу в середине на месте утраты красочного слоя с грунтом - обширная реставрационная заделка.

Реставрация: 1997 (ГМИИ, А.Л. Петров) - удаление надставки позднего холста вдоль верхнего края; расчистка потемневшего загрязненного лака и участков реставрационной ретуши.

Ранее считалась работой голландского мастера XVII века. Определение авторства Паоло Порпоры принадлежит Либману (устно, 1960-е); в качестве аналогии он приводил картину из Музея изящных искусств в Страсбурге (Natura morta italiana 1964, № 62, p. 44, tav. 26a). Близкой аналогией публикуемой картине является и превосходно написанный натюрморт из Лувра в Париже, в котором также встречаются изображения куропаток и лягушек (х., м. 74 х 99; Porzio, Zeri 1989, p. 896-897). К нему примыкает группа сходных по мотивам композиций, в том числе два небольших натюрморта из собрания Неаполитанского банка (хранятся в Музее Каподимонте) и еще два из частных собраний (Civilta del Seicento a Napoli 1984, p. 336 ill.). В них запечатлен полный таинственности мир подлеска, где среди зелени, цветов, камней и грибов водятся змеи и лягушки, гнездятся птицы, порхают бабочки; как правило, в таких картинах присутствует хищная птица, зорко следящая за своими жертвами. Подобные натюрмортные композиции с их напряженной эмоциональной атмосферой связаны с идеей Vanitas, аллегорией «суеты сует». В зашифрованной форме в них заключены такие понятия, как жизнь и смерть, грех и спасение, любовь. В XVII веке этот круг тем привлекал к себе и художников, и заказчиков (Pigler 1974, II, S. 606, 613, 618).

В визуальном и образном решении, в символическом подтексте картины не трудно усмотреть связь с работами голландских мастеров этого жанра - Отто Марсеуса ван Схрика и Маттиаса Витхоса, которые работали в Риме в период между 1652 и 1656 годами, когда там же находился и Паоло Порпора. К этому времени можно отнести всю группу натюрмортов неаполитанского мастера, которые, в отличие от более сухих по исполнению северных прототипов, характеризуются сочностью и подвижностью красочной фактуры. Таким образом картины Порпоры составляют интересную параллель северной натюрмортной традиции и дают чисто итальянский вариант интерпретации темы, широко представленной в европейской живописи XVII века.

Происхождение: в начале 1900-х Д.И.Щукин приоб. у Л.Г. Лукутиной; с 1918 Музей старой западной живописи, Москва; с 1928 в ГМИИ.

Выставки: 1997 Токио-Тендо-Оказаки-Акита. Кат., № 20.

Литература: Маркова 1992, с. 287 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 190 ил.

Сайты Музея