ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ПРОКАЧЧИНИ, ДЖУЛИО ЧЕЗАРЕ

ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ

Середина второго десятилетия XVII века

дерево (тополь), масло

100 х 74 см

Инв.: 161

Основа - цельная доска толщиной 15 мм; волокна древесины направлены вертикально. Две врезные сквозные шпонки. Живопись в хорошем состоянии сохранности; слой слегка пожелтевшего лака по всей поверхности.

На обороте доски слева внизу бумажная наклейка собрания герцога Лейхтенбергского с текстом: Herzoglich Leuchtenberg/Majorats Fideicommis Matrikel II.3 Inventar № 126/126; там же справа - частично утраченная старая бумажная наклейка: № 20; вверху еще одна старая наклейка: № 46.

На нижней шпонке старая наклейка, относящаяся к собранию герцога Лейхтенбергского: № 20 G.C. Procaccino; на верхней шпонке: № 20 (черной тушью)

Этот эпизод Страстей Господних рассказан всеми четырьмя евангелистами: Мф. 27:57-61; Мк 15:42-47; Лк. 23:50-55; Ин. 19:38-42. После того, как мертвый Христос был снят с креста и передан близким и ученикам, один из них, Иосиф Аримафейский, как свидетельствует Евангелие от Матфея, взял Тело Иисусово, «обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале». В сцене традиционно представлены Дева Мария, Мария Магдалина, Иоанн Евангелист и Никодим, принесший «сто фунтов состава из смирны и алое для помазания» Тела Иисуса.

В музей поступила под именем Камилло Прокаччини, однако ранее, в собрании герцога Лейхтенбергского, считалась работой Джулио Чезаре Прокаччини.

Картина типична для последнего и обнаруживает лучшие грани замечательного дарования этого художника. Он был младшим и наиболее одаренным представителем семьи болонских живописцев, переселившихся в 1585 году в Милан. Учился Джулио Чезаре у своего отца Эрколе Прокаччини, но окончательно сформировался под влиянием Корреджо и Пармиджанино, а также работавшего в Италии Рубенса. Немаловажным для его творческого становления было знакомство с традицией ломбардской живописи, которую отличает напряженный драматизм, пафос и религиозная экзальтация; соединение этих черт проявилось в картине из собрания ГМИИ.

Предположительно она была исполнена в середине второго десятилетия XVII века. В пользу такой датировки свидетельствуют характерные приемы построения композиции, когда пространство картины кажется слишком тесным для фигурной группы. Как аналогию можно привести большое полотно Прокаччини Мадонна со святыми из Сантуарио деи Мираколи в Саронно (Seicento lombardo 1973, № 76, tav. 91).

Несомненная копия с картины ГМИИ, несколько большего размера (156 х 110) и написанная на холсте, фигурировала как работа самого Джулио Чезаре Прокаччини на распродаже «Finarte» в Риме 27 марта 1980 года (Cat. Bolaffi 1980, p. 130 ill.). Еще одна копия, более поздняя и слабого качества, находится в Национальном музее Вроцлава.

Композиция гравирована в издании Пассавана (Passavant 1851).

Происхождение: с 1814 собр. Евгения Богарне; 1824-1918 собр. герцогов Лейхтенбергских, Мюнхен-Петербург-Петроград; с 1918 ГМФ; с 1920 в РМ, с 1924 в ГМИИ.

Литература: Verzeichniss 1829, S. 25, № 26; Muxel 1841, № 26, S. 2; Verzeichniss 1850, S. 30, № 46; Passavant 1851, S. 13, № 65, Taf. 65 (воспр.; гравюра); Андреев 1862, I, с. 233, № 64; Waagen 1864, S. 373, № 47; Кат. герцога Лейхтенбергского 1884, с. 14, № 57; Кат. герцога Лейхтенбергского 1886, с 14, № 57; Кат. ГМИИ 1957, с. 112 (здесь и далее до 1986 года - Оплакивание Христа); Кат. ГМИИ 1961, с. 150; Кат. ГМИИ 1986, с. 141; Маркова 1992, с. 189 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 190 ил.

Сайты Музея