ГОЛОВА ЮНОШИ
Предпросмотр

РЕНЬЕ (РЕНЬЕРИ), НИКОЛА

ГОЛОВА ЮНОШИ

между 1615-1620 годами

дерево (грецкий орех), масло

51 х 49,3 (тондо)

Инв.: 1507

Деревянная основа цельная, толщиной 1,6 см (вместе с рамой - 2,5); доска де­формирована по вертикали. Лаковый покров слегка потемнел. Накладная по­золоченная рама - авторская.

В старых описях Эрмитажа значилась под именами Валантена и Караваджо; в РМ поступила как работа Караваджо, затем приписывалась итальянскому мас­теру его круга. Шилейко предполагала авторство Манфреди, видя в картине ав­топортрет художника, однако эта атри­буция не получила подтверждения. Опуб­ликована Николсоном (Nicolson 1979; Nicolson 1989) как работа круга Манф­реди (неубедительная атрибуция) с ука­занием, что она близка к картине Иоанн Креститель этого мастера (Nicolson 1989, I, р. 145; П, fig. 286); на наш взгляд, атрибуция неубедительна и работы при­надлежат разным художникам.

Тип лица модели и характер письма указывают на авторство Реньери периода его работы в Риме. В пользу такой атрибу­ции, помимо автора каталога (данное оп­ределение впервые нашло отражение в рукописном каталоге итальянской шко­лы начала 1970-х, а затем в публикации 1984 года) и независимо от нее, высказа­лась Всеволожская (Caravaggio and his Followers 1975; Caravaggio and his Follow­ers 1993). В качестве примеров, подтверж­дающих авторство Реньери, можно при­вести композицию Святой Себастьян из Кастелло Сфорцеско в Милане (Seicento a Venezia 1959, № 86 ill.) и особенно Порт­рет юноши (Клермонт-Колледж, Помона, Калифорния), в котором запечатлен тот же молодой человек в шляпе с плюмажем.

Картину из московского собрания отличает очень высокий уровень ис­полнения; несмотря на сильное итальянское влияние, характер мазка и красоч­ной фактуры выдают руку фламандского мастера, которому свойственны более чувственное восприятие жизни и иная живописная манера. Обращенный на зрителя взгляд юноши позволяет предпо­ложить, что перед нами автопортрет ху­дожника. Картина относится к раннему периоду творчества Реньери и исполнена в Риме, возможно, между 1615-1620 года­ми, до отъезда художника в Венецию.

Происхождение: с 1823(?) в Эрмитаже; 1862 передана в РМ; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Кат. Эрмитажа 1797; Опись Эрмитажа 1859, № 4480 (Караваджо).

Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 35 (Круг Караваджо).

Литература: Андреев 1863, II, с. 142 (здесь и далее - Караваджо); Новицкий 1889, с. 12; Кат. РМ 1908, с. 83, № 757; Кат. РМ 1909, с. 83, № 762; Кат. РМ 1910, с. 82, № 762; Кат. ГМИИ 1957, с. 63 (Ита­льянский мастер XVII века круга Каравджо); Шилейко 1959, с. 67-71 ил. (здесь и след. - Бартоломео Манфреди); Кат. ГМИИ 1961, с. 115; Caravaggio and his Followers 1975, № 33 ill. (Итальянский мастер круга Караваджо, Реньери ?); Nicolson 1979, р. 71 (Манфреди); Мар­кова 1984, с. 29 (Реньери); Кат. ГМИИ 1986, с. 88 (Круг Караваджо, Никколо Реньери ?); Nicolson 1989, I, p. 145; II, fig. 286 (Круг Манфреди); Маркова 1992, с. 185 ил.(здесь и далее - Реньери); Caravaggio and his Followers 1993, № 34 ill.; Кат. ГМИИ 1995, с. 192-193 ил.

Сайты Музея