ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

РЕНИ, ГВИДО

ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ

Не ранее 1639 года

дерево (тополь), масло

100 х 100 (восьмиугольник)

Инв.: 1608

Основа составлена в щит из трех досок толщиной 17-24 мм; волокна древесины направлены вертикально; с оборота три врезные шпонки: одна сквозная и две глухие. Живопись в хорошем состоянии сохранности; слой слегка пожелтевшего лака.

На лицевой стороне справа красным номер по Каталогу Эрмитажа 1797 года: 642 На обороте доски трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2251 и сургучная печать Павла I; там же вверху темной краской: капт. 182 и последний номер Эрмитажа: Г.Э. 1499

Евангельский сюжет: Лк. 2:8-20.

Картина из собрания ГМИИ принадлежит к числу очень известных и превосходных по качеству произведений Гвидо Рени. Чезаре Мальвазия упоминал ее как «la famosa Presepe che si trova in Francia in forma ottagonale» (...знаменитое Поклонение восьмиугольной формы, находящееся во Франции). К этому сюжету художник обращался неоднократно. Отдельные мотивы нашей картины встречаются в композициях большего размера, которые находятся в Национальной галерее в Лондоне (инв. NG 6270; дат. 1640) и в Чертозе Сан Мартино в Неаполе (Pepper 1984, № 200, 201). В 1820 году в собрании герцога Девонширского значилась картина на этот сюжет, также восьмиугольная, но меньшего размера, гравированная Мишелем.

Известны многочисленные копии московской композиции. В монографии Пеппера их приведено семь (Pepper 1984, р. 287). Одно из повторений, по-видимому, исполненное в мастерской Гвидо Рени, находится в Музее изобразительных искусств в Будапеште (инв. 505; Pigler 1967, S. 574).

В статье 1937 года Курц датировал картину из ГМИИ 1622 годом (Kurz 1937), однако не был уверен в подобной датировке. В действительности произведение является образцом поздней манеры художника; исполнено в последние годы жизни, не ранее 1639 года.

Гравирована Кольманом в издании Лабенского (Labensky 1805).

Происхождение: Галерея М. де ла Врильера в Париже; собр. лорда Уолпола (1728 -Лондон, Арлингтонстрит; 1736 - Хоутон-Холл); 1779 из собр. лорда Уолпола приобр. для Эрмитажа; с 1928 в ГМИИ.

Архивные материалы: Кат. Уолпола 1736, р. 3-4; Кат. Эрмитажа 1773, № 2394; Кат. Эрмитажа 1797, № 642; Опись Эрмитажа 1859, №2251.

Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 52-53.

Литература: Malvasia 1678,1, р. 95; Aedes Walpolianae 1752, p. 88; Aedes Walpolianae 1767, p. 88; Labensky 1805, I, Livr. 3, p. 121-122 (штриховая гравюра Кольмана; в тексте упом. гравюра Пуальи); Notices sur les tableaux 1828, p. 47-48; Livret 1838, p. 61, № 5; Андреев 1857, с. 151; Кат. Эрмитажа 1863, с. 48, № 182 (номер сохр. в кат. Эрмитажа по 1916 включит.); Cat. Ermitage 1863, p. 42; Waagen 1864, S. 78, № 183; Кат. Эрмитажа 1869, с. 68-69; Cat. Ermitage 1869, p. 68-69, № 182; Bode 1882, Lief. XI, S. 8, № 182; Кат. Эрмитажа 1885, с. 68-69; Кат. Эрмитажа 1888, с. 68-69; Кат. Эрмитажа 1889, с. 126; Кат. Эрмитажа 1892, с. 96-97; Кат. Эрмитажа 1895, с. 96; Неустроев 1898, с. 72; Кат. Эрмитажа 1899, с. 98; Кат. Эрмитажа 1901, с. 102; Кат. Эрмитажа 1907, с. 20; Кат. Эрмитажа 1908, с. 20; Кат. Эрмитажа 1909, с. 95-96; Бенуа 1910, с. 89; Кат. Эрмитажа 1912, с. 164-165; Альбом Эрмитажа 1912, с 208 ил., № 182; Кат. Эрмитажа 1916, с. 20; Kurz 1937, S. 217; Кат. ГМИИ 1957, с. 117; Кат. ГМИИ 1961, с. 157; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 97-98; Vertue 1968, VI, р. 179 (Nativity, an Octagon); Garboli, Baccheschi 1971, № 201c ill., № 201d; Pepper 1984, p. 287,  № 190, pl. 221; Кат. ГМИИ 1986, с. 149, ил. 87; Guido Reni und Europa 1988, S. 425-426; Альбом ГМИИ 1989а, № 133 ил.; Маркова 1992, с. 193 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с 129, 133 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 192 ил.; Guidebook 1995, р. 127, 129 ill; Cantarini 1997, p. 156; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 221, 223, ил. 115; Guidebook 2000, р. 223, 225, ill. 118.

Сайты Музея